logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 2

МЕТОДОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТЕОРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Научная дисциплина стратегического управления разделяет многие характеристики своих попутчиков из числа социальных и управленческих наук. Это справедливо прежде всего относи­тельно ее методологии, т. е. способа приобретения знаний для постановки вопросов теории стратегического управления и по­лучения ответов на них. С точки зрения методологии эту теорию объединяет со смежными науками об организациях и конкурен­ции как объект исследований, так и общность исторического периода становления и развития, характеризующегося радикаль­ными переменами в философии науки в целом. Среди главных методологических особенностей изучения организаций прежде всего следует выделить невозможность построения универсаль­ных теорий в силу серьезных расхождений между идеализиро­ванным объектом и реальными организациями, которым свой­ственна значительная неоднородность. Это, наряду с особой ост­ротой вопросов верификации и практической значимости рас­сматриваемых наук, заставляет усомниться в адекватности здесь традиционных представлений о позитивизме (и, соответственно, дедуктивном методе) как единственно «правильном» жанре науч­ного дискурса. Такие сомнения соответствуют постмодернист­ским течениям в философии науки последней трети XX в., в русле которых успешно развивались, например, исследования менедж­мента [Tranfield, 2002] и неоинституциональная экономическая теория [Шаститко, 1998; 2003; Фуруботн, Рихтер, 2005].

Однако многие современные методологические аспекты наук об экономических организациях обретают в случае теории стратегического управления дополнительную специфику, что придает особую актуальность не только критериям научности,

85