logo
Учебник_Катькало_менеджмент

3.3. Школа планирования и ее современная оценка

Возникновение и развитие в теории стратегического управ­ления так называемой школы планирования происходило парал­лельно со школой проектирования, и классические для этих школ труды были опубликованы в один и тот же год. Уместно отметить и то, что фундаментальная монография И. Ансоффа, признанно­го «отца» школы планирования, «Корпоративная стратегия: ана­литический подход к политике роста и экспансии бизнеса» [Ansoff, 1965], также широко использовалась как учебник в ведущих школах бизнеса США и Западной Европы. К разработке собст­венной модели процесса принятия стратегических решений Ан­соффа побудило разочарование как в имевшихся аналитических подходах к выработке стратегий, так и в методиках долгосрочно­го планирования.

С одной стороны, хотя Ансофф придерживался в принципе схожего со школой проектирования приоритета «состыковки» внутренней и внешней среды в рамках стратегического анализа, его концепция была противоположна достаточно простой и не­формальной модели SWOT-анализа. Он исходил из понимания стратегии как процесса планирования и стремился создать вос­требованную корпоративным сообществом более адекватную сложным вопросам подготовки стратегических решений и при­менимую для любой фирмы аналитическую модель, чем метод SWOT. Между тем попытки ученого воспользоваться теорией принятия решений, микроэкономикой или бихевиористской тео­рией фирмы (с ее авторами, Сайертом и Марчем, Ансофф неко­торое время работал вместе в университете Карнеги-Меллон) для исследования всех типов управленческих решений в фирмах не дали положительного результата. Кроме того, изучая вопросы масштаба и направлений роста бизнеса, он обнаружил, что фи­нансовая теория инвестиций неадекватна задачам принятия ре­шений о выборе компанией продуктового ассортимента и рын­ков [Ansoff, 1965, р. 24-27].16 Разумеется, предложенный и актив-

16 Действительно, имевшиеся к 1965 г. классические методы капиталь­ного бюджетирования не годятся для принятия стратегических решений. В то время как теория стоимости компаний еще не была развита — первые

185