logo
Учебник_Катькало_менеджмент

6.6. Выводы

риальных активов; новое понимание роли экономии от масшта­ба; смещение акцентов с минимизации издержек на создание до­полнительной ценности и даже — с контроля издержек на фак­тор времени (скорость разработки и коммерциализации новых продуктов, технологических и организационных инноваций); от­носительное снижение важности доли рынка (ввиду подвижно­сти его формата, сокращения жизненных циклов товаров и вы­сокой динамики запросов потребителей). Серьезные изменения претерпевает при этом объект стратегического управления — фирма, прежде всего понимание ее эффективных размеров и организационных границ. Зачастую фирмы оказываются субъек­тами рыночной конкуренции в составе альянсов, сетей и других межорганизационных структур.

На этом фоне в современной теории стратегического управ­ления способности менеджеров-предпринимателей к проактив-ным действиям по созданию рынков завтрашнего дня, распозна­нию новых возможностей бизнеса и организационному обновлению фирм для извлечения из них экономических выгод трактуются как основные механизмы обеспечения устойчивых конкурент­ных преимуществ [Теесе, 2002; 2005; Тис, 2004; Hamel, 2002; Хэмил, Вэликанлас, 2004; Катькало, 2003а; Виханский, Наумов, 2004; Кол­линз, Поррас, 2004]). Такая трактовка, основанная на приоритете бизнес-моделей, адекватных новым вызовам бизнеса, и понима­нии того, что менеджмент не «умер», а стал «другим», является, по мнению автора, более адекватной, чем встречающиеся порой в литературе суждения о невозможности устойчивых преиму­ществ фирм в условиях современной «гиперконкуренции».

Во-вторых, становление новой парадигмы теории стратеги­ческого управления в условиях быстро набирающей силу постин­дустриальной экономики (экономики знаний) предполагает дальнейшее управленческое расширение экономической теории фирмы. Глубокие общемировые изменения в условиях бизнеса и его экономических принципах в начале XXI в. требуют решитель­ного преодоления прежде всего традиционного аналитического разрыва в исследованиях стратегий между их содержанием и процессом. На более ранних этапах этой теории различия между процессом и контентом были полезны, поскольку позволяли раз-

505