logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления

«рождения» новых, широкого применения аутсорсинга, постро­ения динамических холдинговых структур, создания новых рынков. Модель «открытой» инновации означает партнерство, альянсы, структуры с низким уровнем бюрократизации, позво­ляющие сочетать ресурсы, имеющиеся внутри компании, с ре­сурсами, которые существуют вовне. Данная модель была ус­пешно реализована в США, Финляндии, Израиле и ряде других стран, что серьезно усиливает научную состоятельность кон­цепции Чезборо.79

Итак, проведенный анализ преимуществ концепции дина­мических способностей в исследованиях вопросов конкуренции фирм в экономике знаний можно завершить следующими вы­водами. Во-первых, дифференцирующий эту концепцию акцент на фактор предпринимательских способностей (распознания но­вых возможностей бизнеса и извлечения из них экономических выгод) точно улавливает главную для нашей эпохи тенденцию к постоянному обновлению знаний. В отличие от подхода Хаме­ла, данная концепция трактует успешные стратегии не как ре­волюцию, а скорее как направляемую (проактивную) эволю­цию, означающую, что при учете важности эффективного ис­пользования накопленных активов акцент делается на максими­зацию новых ценностей. При этом конкурентные преимуще­ства фирм понимаются как сокрытые в их управленческих и организационных процессах, особенности которых зависят от багажей специфичных активов фирм и доступных им траекто­рий развития.

Во-вторых, особый потенциал концепции динамических способностей в объяснении и предсказании успехов и неудач фирм связан с уникальной комбинацией в ее методологии воз­можностей эволюционной теории, теории трансакционных из­держек, концепций организационного обучения и неявного зна-

79 Отметим, что она активно применятся не только в сфере высоких технологий, но и компаниями широкого спектра отраслей. Об успешном опыте здесь компании Procter & Gamble см. статью ее топ-менеджеров Л. Хьюстона и Н. Саккаба «Соединяй и развивай: модель инноваций Procter & Gamble» в Harvard Business Review Россия (2006. № 4).

490

6.4. Аналитические преимущества концепции динамических способностей...

ния. Из всех имеющихся концепций стратегического управления этот подход представляет собой наибольшее «управленческое рас­ширение» экономической теории фирмы. Это обстоятельство впервые позволило эффективно соединить как концепцию орга­низационного обучения с экономическими исследованиями стратегий фирм, так и исследования процессов отбора и адапта­ции в стратегическом управлении процессами изменений.

В-третьих, концепция динамических способностей, по сути, раскрывает новый механизм конкурентных преимуществ, харак­терный для инновационной и информационной экономики, — механизм, основанный не только на имеющихся у фирмы неяв­ных знаниях (ее ключевых стратегических активах), но прежде всего на ее способностях извлечения экономической выгоды из знаний как активов. Данная концепция уходит от традиционно­го ранее жесткого противопоставления факторов рынка и внут­рифирменной организации и, подчеркивая важность способно­стей комбинации внутренний и внешних компетенций фирмы, включает в анализ смешанные формы рынка и иерархий. При этом сетевая концепция стратегий может, по мнению автора мо­нографии, пониматься как частный случай концепции динами­ческих способностей, а сетевые формы управления знаниями — трактоваться как проявление внешних организационных компе­тенций (левериджа) фирмы.

В-четвертых, видится возможным и осторожное предполо­жение, что концепция динамических способностей является про­образом искомой новой парадигмы стратегий фирм в экономике XXI в. и, соответственно, находится в центре процессов станов­ления четвертого этапа теории стратегического управления. Ра­зумеется, адептам этой концепции предстоит найти достойные ответы еще на очень много вызовов — в частности, определить механизм создания динамических способностей, проверить их вклад в результаты фирм и понять эволюцию способностей во времени [Eisenhardt, Martin, 2000]. Однако уже сегодня данная концепция позволяет успешно изучать многие актуальные проб­лемы развития и конкуренции фирм в самых различных от­раслях.

491