logo
Учебник_Катькало_менеджмент

2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов

граммы МВА, а также полезны консультантам по менеджменту. Однако в целом такой подход в наименьшей степени (по сравне­нию с другими периодизациями) пригоден для целей настоящей монографии.

3. Периодизация на основе критерия исторической смены «школ стратегий». Подобная трактовка периодизации является вполне логичным элементом наиболее объемных и концептуаль­но целостных классификаций «школ стратегий». Показательны здесь подходы Г. Минцберга с соавторами и Р. Виттингтона, чьи таксономии концепций стратегического управления были про­анализированы в предыдущем разделе настоящей главы. В обо­их случаях авторы завершают свои систематизации данных кон­цепций анализом их исторической эволюции и, как и в случаях рассмотренных выше периодизаций, тяготеют при этом к деся­тилетним интервалам, но критерием их выделения теперь явля­ется смена одной «школы стратегий» другой.

Концепция периодизации Минцберга с соавторами [Минц-берг и др., 2000] уникальна не только масштабом исследования (было изучено почти две тысячи научных публикаций), но и по­строенными на его основе графиками сравнительной эволюции в 1960-90-е гг. десяти «школ стратегий» (рис. 2.2). Данные гра­фики, являющиеся, по словам авторов, «импрессионистскими» и отражающими их субъективные оценки колебаний внимания к каждой школе, демонстрируют последовательное доминирование на этом временном отрезке трех предписывающих школ. Сначала главенствовала школа проектирования, затем в 1970-е гг. — шко­ла планирования, в 1980-е гг. — позиционирования, «которая с тех пор несколько утратила былую популярность, но остается весьма влиятельной». В 1990-х гг. научная дисциплина страте­гического управления «стала более эклектичной, и возросло значение всех остальных школ». Особый всплеск интереса был тогда отмечен в отношении двух школ — обучения и конфигу­рации. Важным аспектом позиции Минцберга с соавторами яв­ляется их указание на отсутствие среди специалистов единоду­шия по поводу доминирования на каждом этапе той или иной ведущей школы — планирования, позиционирования или кон­фигурации.

135