logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм

ленные в рамках проекта статистические взаимосвязи не под­креплялись никакой теорией, и можно согласиться с их оценкой как наиболее дееспособной тактической модели, доступной для оценки стратегии на бизнес-уровне [Rumelt, 1979]. Своеобразен проект был и коммерческими принципами его организации: уча­ствовавшие в нем около 200 корпораций платили взнос за право внести (на условиях конфиденциальности) информацию биз­нес-уровня в банк данных проекта и взамен получали доступ к его закрытым программам и результатам.

Определяющими для качественных изменений в 1970-е гг. ис­следований стратегического управления были три других проекта, посвященные вопросам эффективности стратегий фирм и выпол­ненные в университетах США в характерной для новой научной дисциплины дедуктивной манере научного поиска. Первый из них, проводившийся в Гарвардской школе бизнеса, был навеян идеями Чандлера и посвящен проблематике корпоративных стра­тегий: выработке и проверке гипотез о взаимосвязях между стра­тегиями роста, организационной формой и ожидаемыми резуль­татами корпораций. В ходе двух других проектов изучались стра­тегии бизнес-уровня. Второй — был реализован учеными универ­ситета Пурдью в рамках их знаменитых «исследований пивова­рения». Сутью третьего проекта, выполненного на экономическом факультете Гарварда, была модификация концепции отраслевой организации Мейсона и Бейна путем включения в нее фактора различных позиций фирм в разных отраслях, что положило на­чало изучению отраслевых стратегических групп.

Эмпирические исследования в рамках первого проекта при­вели к важным выводам о различных экономических послед­ствиях разных форм диверсификации фирм. Большая группа ас­пирантов Гарвардской школы бизнеса разрабатывала эти вопро­сы путем не только классификации стратегий диверсификации (пионерной здесь была работа Л. Ригли), но и выявления их стра-новых особенностей (отдельные диссертации были посвящены сюжетам Великобритании, Италии, Германии и Франции) [Rumelt et al., 1994]. Наиболее глубокий сравнительный количественный анализ стратегий диверсификации и влияния как их, так и орга­низационной структуры на результаты фирм был выполнен в

225