logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

Понимание автором монографии места концепции Портера в общем контексте развития представлений о конкурентных стра­тегиях отличается от взглядов Минцберга с соавторами [Минц-берг и др., 2000], которые выделяют три «волны» школы позицио­нирования, представленные: первая — ранними трудами о воен­ных стратегиях, вторая — «консалтинговыми императивами» 1970-х гг. и третья — эмпирическими исследованиями 1980-х гг. С таким толкованием истории вопроса (преемственности исследо­ваний в духе школы позиционирования) трудно согласиться. Прежде всего, несмотря на некоторую близость концепций военных и бизнес-стратегий,16 между ними имеется фундаментальное разли­чие: исходным допущением первых является идея конфликта, а бизнес-стратегии формулируются, реализуются и оцениваются на основе идеи конкуренции. В свою очередь, хотя в работах предста­вителей второй и третьей «волн» школы позиционирования (по Минцбергу с соавторами) можно обнаружить смысловое созвучие, между ними также есть большое качественное различие. Собствен­но школа позиционирования в теории стратегического управления сформировалась именно благодаря трудам Портера, который опи­рался на теорию отраслевой организации и в гораздо меньшей сте­пени — на предшествующие разработки консалтинговых фирм.

Работы Портера конца 1970-х — 1980-х гг. оказали решающее воздействие на становление и развитие теории стратегического управления, и прежде всего — на углубление изучения содержания стратегий сквозь призму их экономической эффективности. Это влияние учения Портера было двояким.

Во-первых, он показал, что структуралистский подход в эко­номической теории отраслевой организации может быть приме­нен для изучения важных вопросов стратегий фирм, и тем самым сформировал общую теоретическую платформу их исследований. Портеру принадлежит заслуга в создании единого (экономическо­го) языка теории стратегического управления [Foss, 1996]. Часть этой терминологии он заимствовал из теории отраслевой органи-

16 В силу чего некоторые инструменты стратегического управления могут с успехом применяться в обоих случаях (яркий пример — название одного из бестселлеров Дж. Траута «Маркетинговые войны»).

242