logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм

центов стратегического управления с процессов планирования на обеспечение прибылей в условиях конкуренции, для теоретиче­ских основ этой области исследований приоритетными стали вопросы источников прибыли и факторов, влияющих на разли­чия между фирмами в уровнях прибыльности.

Другой важной силой, стимулировавшей исследования стра­тегий фирм, был бум в 1970-е гг. стратегического консалтинга. Для многих профессиональных менеджеров создание стратегий стало означать применение инструментов, разработанных кон­сультационными фирмами, среди которых лидировала BCG. Эти факты имели два важных последствия для развития исследова­ний стратегий в университетских школах бизнеса. С одной сто­роны, консультационные фирмы заменили последних в роли на­копителей и интерпретаторов лучшей практики менеджмента. С другой стороны, именно ученые из школ бизнеса стали прово­дить как эмпирические проверки эффективности популярных стратегий с точки зрения их влияния на экономические резуль­таты фирм, так и теоретический анализ закономерностей конку­рентного поведения фирм.

Наконец, еще одним фактором активизации тогда исследо­ваний стратегий было усложнение феномена диверсифицирован­ной фирмы. В 1960-е и начале 1970-х гг. диверсификация была преобладающей формой роста крупных компаний. Однако тра­диционные методы управления размещением капитала в таких корпорациях, понимавшихся топ-менеджерами как портфели бизнес-единиц, стали неадекватны новым реалиям, когда менед­жеры должны были мыслить в терминах конкурентных страте­гий и для этого — быть хорошо знакомы с деталями обстановки и обстоятельств на референтных рынках. Потребность в сис­темах принятия стратегических решений, альтернативных систе­мам бюджетирования капитальных расходов, стимулировала сильный спрос на инструменты и концепции конкурентного стратегического анализа.

В 1970-е гг. кумулятивное действие всех этих трех факторов не только привело к критической переоценке исходных концеп­ций стратегий фирм, но и способствовало возникновению совре­менной исследовательской традиции в области стратегического

219