logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления

вимых с мировыми стандартами, включая организационные спо­собности, в том числе динамического типа. Речь идет о развитии способностей устойчивого обеспечения таких признаков совре­менного конкурентоспособного университета, как:

Таким образом, структурные подходы вытекают из исходно­го понимания университета как предпринимательского, т. е. стра­тегического, выбора им конкретной модели функционирования и развития. Здесь надо сделать важное уточнение, поскольку «пред­принимательским» можно считать, с одной стороны, любой уни­верситет, который лишается полного и гарантированного государ­ственного финансирования и потому становится в целях выжива­ния (хотя бы частично) самостоятельным игроком на рынке обра­зования, и, с другой стороны, — университет, исповедующий пред­принимательский стиль управления (имеет документированное видение своего будущего, развивает потенциал лидерства в своей организации и т. д.). Говоря о стратегическом управлении как про-активной адаптации, автор имеет в виду это второе толкование.

Данное различие проявляется и при обсуждении примени­тельно к университету соотношения понятий «стратегическое

502

6.5. Динамические способности на практике...

планирование» и «стратегическое управление». Вопрос о том, что применение первого из них в качестве синонима «стратегии» возможно только в случаях стабильной и относительно неслож­ной внешней среды, не является дискуссионным. В имеющейся же сегодня в российском высшем образовании весьма турбулент­ной ситуации будет адекватнее обратиться к концепции страте­гического управления, включающей определенный предпринима­тельский аспект стратегий (но сохраняющей стратегический план как инструмент снижения неопределенности). Следует так­же помнить, что стратегический план целиком сосредоточен на стратегическом выборе, в то время как в эпоху трансформаций стратегическое управление должно, не отрицая важности послед­него, не меньшее значение придавать стратегическим изменени­ям. При всей природной малоподвижности университетской структуры она не может оставаться невосприимчивой к возрас­танию мобильности преподавателей (если не внутри страны, то за ее пределами), ускорению процесса обновления знаний и т. д. В заключение можно сделать следующие выводы. Во-первых, важнейшей чертой национальной специфики российских уни­верситетов в контексте кратко обсужденной проблемы их стра­тегий, структуры и адаптационных способностей является пока начальная стадия освоения ими этих концепций и умений. Во-вторых, середина 2000-х гг. стала периодом резкой активизации интереса российских университетов к данным вопросам, что вы­ражается в росте числа как принимаемых ими «стратегических планов», «стратегий развития» и «миссий», так и тематических конференций, семинаров и консультационных проектов. Страте­гическое управление становится институциональной нормой, «законом жанра» российского университета, стремящегося к ус­тойчиво успешным позициям в отечественной системе высшего образования. В-третьих, современный вектор ее развития в на­правлении последовательной интеграции в европейское (и миро­вое) образовательное пространство означает высокую актуаль­ность устойчивой сопоставимости моделей функционирования и развития российских университетов с лучшими зарубежными аналогами. Для поддержания и усиления здесь своих позиций в условиях быстроменяющейся международной среды высшего

503