logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 2. Методология и периодизация тсу

прогресса теории в русле ее двух классических дихотомий: меж­ду содержательным и процессным аспектами стратегического управления и между приоритетами внутренней и внешней сре­ды фирмы при конструировании успешных стратегий.

Одна из наиболее экстремальных по своей эклектичности версий данного подхода была выдвинута английским исследова­телем Р. Кохом, который выделяет шесть фаз в осмыслении во­просов стратегий [Koch, 2000].

Первая из них (конец 1950-х — 1960-е) характеризуется им как время господства классического стратегического планирова­ния роста крупных многопродуктовых фирм. На второй фазе (1965-1975), «наиболее плодотворной», доминировала компания Boston Consulting Group с ее концепцией портфельного менедж­мента. Третья (вторая половина 1970-х) отличалась «интеллекту­альным истощением, крушением иллюзий относительно выгод централизованного планирования и конгломеративной дивер­сификации и возвращением корпоративных стратегов к праг­матизму». Место дискредитировавшей себя в период кризисов середины 1970-х гг. модели централизованного портфельного менеджмента заняли инструменты микроэкономического анали­за для выяснения конкурентных преимуществ и разработки стратегий бизнес-уровня. Четвертая фаза (с 1973 г. по насто­ящее время) характеризуется волной концепций, альтернатив­ных «чрезмерно аналитической ориентации Бостонской школы» и исходивших из суждения, что при разработке стратегий при­оритетны не аналитические, а интуитивные, адаптивные и креа­тивные аспекты этого процесса. Пятая фаза (1980-е) связана с усилением аналитически строгой микроэкономической школы стратегий М. Портера. Шестая фаза (не уточняемая по времени, но по обсуждаемой проблематике — 1990-е и далее) отмечена новым акцентом на создание и усиление амбициозных умений и способностей фирмы, применимых для нескольких рыночных сегментов.

Данную периодизацию развития концепций стратегий фирм отличает созерцательный, по сути, подход к проблеме. По­добные упрощения могут быть до определенной степени умест­ны в целях общего краткого обзора вопроса в аудитории про-

134