logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

делей (например, модель Shell оказалась применимой лишь для очень капиталоемких отраслей промышленности — нефтяной, химической и металлургической)40, расширение и содержатель­ное обогащение багажа инструментов стратегического анализа было очевидным.

Одним из убедительных свидетельств высокой ценности концепций стратегического управления для практики является беспрецедентный для сферы профессиональных услуг рост в последние 40 лет индустрии стратегического консалтинга. В пе­риод 1965-1991 гг. среднегодовой устойчивый рост числа кон­сультантов ведущих консалтинговых фирм, специализирующих­ся на стратегиях, составлял 15-20%. В дальнейшем после крат­ковременной стагнации здесь бизнеса в 1991-1993 гг. экспансия этой индустрии продолжилась. В 1990-е гг. доходы ее лидеров ежегодно росли на 20-30%; в 1996 г., например, треть выпускни­ков программ МВА ведущих школ бизнеса мира была нанята консалтинговыми фирмами [Koch, 2000, р. 7-8; The Economist, 1997, p. 3]. Если признать, что клиенты всегда правы, то приве­денные данные означают возрастание ценности для них концеп­ций стратегического управления. Хрестоматийными причинами популярности консалтинговых услуг остаются сложность и не­определенность управления фирмой — факторы, значение кото­рых постоянно возрастает во всех сферах современного бизнеса. Интенсивность услуг стратегического консалтинга сегодня явля­ется определенным индикатором зрелости и динамики развития экономики конкретной страны или отрасли.41

Однако процветанию стратегического консалтинга в нема­лой степени содействовала также его способность к обновлению

40 Преимущества и недостатки этих моделей детально рассмотрены в [Ефремов, 2001].

41 Очевидная корреляция здесь прослеживается на примере порефор­менной России, где, по данным ежегодных рейтингов ведущих консалтинго­вых фирм, проводимых журналом «Эксперт» (показательно — только с 2000 г.), после кризиса 1998 г. спрос на стратегическое консультирование за­метно повысился, однако по-прежнему занимает весьма скромное место по сравнению со структурой консалтингового бизнеса в экономически передо­вых странах.

208