logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу

и операционного уровней. Это был шаг вперед по сравнению с пониманием задач руководителей компаний в курсе «Политика бизнеса» как «общего менеджмента» функциональных структур, типичных для организации крупного бизнеса в первой половине XX в. Но для полноценного осмысления изменившихся реалий его развития уже было совершенно недостаточно толкования стратегии лишь как области практических навыков и интуиции.

Пионерными теоретическими интерпретациями новых стра­тегических сюжетов в жизни компаний были концепции стратегии и структуры [Chandler, 1962] и корпоративной стратегии [Ansoff, 1965]. Поначалу эти разработки оказались востребованы не столько в профильных научных исследованиях (в силу их недо­статочной развитости в целом), сколько в учебных аудиториях школ бизнеса и консалтинговых фирмах. Особое внимание здесь привлекла концепция корпоративных стратегий, дававшая отве­ты на злободневные вопросы о том, как компания выбирает оп­тимальный для себя набор видов бизнеса и как она конкурирует на соответствующем наборе рынков. Главными сюжетами теории и практики этого раздела стратегического управления с тех пор являются диверсификация (набор бизнесов, в которых компания конкурирует), вертикальная интеграция (набор стадий произ­водства, включенных в рамки конкретной компании) и слияния и поглощения (один из механизмов реализации стратегий дивер­сификации и вертикальной интеграции).

Другой тенденцией послевоенного периода было значитель­ное усиление зависимости успеха фирм от степени адекватности учета ими внешней среды, характеризовавшейся неизвестной ра­нее высокой степенью неоднородности, многофакторности и подвижности. К этому времени относится появление таких об­щественных и экономических феноменов, как «общество по­требления» с его массовым средним классом, неценовая диффе­ренциация спроса, ускорение научно-технического прогресса и масштабная интернационализация бизнеса. Влияние этих факто­ров на обострение конкуренции привело к возвышению в тео­рии и практике менеджмента значения внешних факторов его качества. Осмысление данных факторов происходило по двум связанным направлениям.

26

1.1. От «стратегии как искусства» к «стратегии как научной дисциплине»

Во-первых, сформировался новый раздел стратегического управления — конкурентные, или бизнес-стратегии, — посвя­щенный ответу на вопрос, как компания конкурирует в конкрет­ной отрасли или на конкретном рынке. Концепция конкурент­ных стратегий была созвучна сформулированной американскими учеными в 1950-е гг. концепции маркетинга, в которой воплотил­ся новый подход в отношениях компаний с рынками, ставший преемником традиционного сбыта. Этапную роль здесь сыграла статья Т. Левитта «Маркетинговая миопия» (1960) — одна из первых попыток рассмотреть эффективность управления фир­мой в радикально новой и широкой перспективе ее маркетинго­вых стратегий. Схожими были взгляды П. Ф. Дракера, впервые предложившего в книге 1954 г. «Практика менеджмента» считать главной целью фирмы внешнюю — создание и удовлетворение потребностей клиентов.

Во-вторых, в жизни корпораций все более ощутимую роль стали играть политические, правовые и социальные факторы внешней среды, что потребовало комплексного изучения страте­гической адаптации к ним и привело к появлению на рубеже 1960-х гг. в ряде университетов США (впервые — в г. Беркли) нового направления исследований и преподавания — «Политика бизнеса и общества» (Business and public policy). В том же русле были постановка и обсуждение Дракером в работах 1950-х гг. по­чти не известной тогда проблемы «социальной ответственности бизнеса».

Труды Дракера сыграли, пожалуй, центральную роль в фор­мировании системных представлений об управлении компания­ми в новых условиях послевоенной рыночной экономики. Среди разработанных им в 1950-60-е гг. концепций следует прежде все­го назвать следующие: 1) понимание центральной проблемы управления фирмой как проблемы выяснения того, в чем состо­ит ее бизнес; 2) разграничение между тактическими и стратеги­ческими решениями, где под последними он понимал все реше­ния о целях бизнеса и средствах их достижения; 3) концепция управления по целям; 4) многоаспектная трактовка измерений и целей склонной к долгосрочному успеху фирмы — как «бизнеса» (экономическое измерение), как «социального института», интег-

27