logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

К сожалению, пока еще ресурсный подход привлек внима­ние небольшого числа российских ученых: немногочисленны специальные работы по вопросам его развития (см.: [Катькало, 20026, 2003а; в; г; Ефремов, Ханыков, 2002; 2003]), логика ресурс­ного подхода нашла применение лишь в нескольких отечествен­ных исследованиях стратегий фирм (см.: [Тамбовцев, 2000; Клей-нер, 2002а; 2004; Котелкин, Мусин, 2003; Мильнер, 2003; Мэтьюз и др., 2003]) и легла в основу только одного учебника по страте­гическому управлению [Гурков, 2004]. Такое расхождение нашей экономико-управленческой науки с общемировой эволюцией теории стратегического управления тревожно и потому, что ов­ладение ресурсной концепцией быстро становится насущной по­требностью для отечественных фирм. Недавнее совместное ис­следование Ассоциации менеджеров России и компании Ассеп-ture показало, что рост их бизнеса все меньше зависит от внеш­ней среды и все больше — от эффективности использования внутренних ресурсов [Литовченко и др., 2003].

Поэтому, несмотря на постановочный характер ряда выво­дов автора монографии, хочется верить, что предлагаемый ниже анализ содержания и дискуссионных вопросов ресурсной кон­цепции послужит стимулированию обсуждений этих проблем в отечественной литературе по стратегиям фирм. В настоящем разделе сначала будут кратко исследованы процессы формирова­ния ресурсной концепции в классических для нее работах, а за­тем систематизированы ее основные идеи и методологические особенности.

Ресурсная концепция заняла доминирующие позиции в теории стратегического управления потому, что смогла вырабо­тать жизнеспособную альтернативу господствовавшим здесь прежде традиционным концепциям стратегий (школы проекти­рования и планирования) и школе позиционирования. Хотя многие базовые идеи ресурсного подхода были сформулирова­ны еще Пенроуз в ее теории роста фирмы [Penrose, 1959], лишь в контексте бурного развития в 1980-е гг. в теории фирмы и консалтинговой практике интереса к организационным аспек­там эффективности появился ряд статей профессоров ведущих школ бизнеса США и Европы, в которых фирма трактовалась не

322