logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

их ряду особое признание получила типология Р. Майлза и Ч. Сноу [Miles, Snow, 1978; 1994], которая будет рассмотрена в разд. 4.3), именно основанная на экономической логике классификация Пор­тера стала приоритетной для всех основных учебников по страте­гическому управлению. Среди российских ученых наиболее весо­мый вклад в развитие подобных типологий внес А. Кланов, пред­ложивший в духе школы позиционирования «биологический» подход к классификации компаний в зависимости от модели их конкурентного поведения. Он выделил четыре типа конкурентных стратегий: «виолентная» (силовая); «патиентная» (нишевая); «ком-мутантная» (приспособительная) и «эксплерентная» (пионерская) [Юданов, 1990; 1998а]. По мнению Юцанова [Юцанов, 1990], его концепция перекликалась с терминологически схожими классифи­кациями конкурентных стратегий, предложенными рядом евро­пейских исследователей, и была близка к типологии Портера: стра­тегия «виолента» соответствовала «лидерству по издержкам», стра­тегия «патиента» т «фокусированию», промежуточный вариант между двумя первыми стратегиями — «дифференцированию». Поначалу Юданов использовал в качестве эмпирической базы сю­жеты иностранных компаний, а позднее — успешно применял свою концепцию и при анализе стратегий российских фирм.19

Второе важнейшее влияние учения Портера на теорию стра­тегического управления состояло в формировании благодаря ему новых тем и направлений исследований стратегий фирм. Наиболее активно идеи Портера о природе конкурентных стратегий были востребованы при изучении стратегических групп и использова­нии аппарата теории игр в анализе конкурентной динамики.

В литературе по отраслевым стратегическим группам была активно применена концепция барьеров мобильности Портера. Если Портер изначально рассматривал с ее помощью различия,

19 Хорошим примером является проведенное А. Юдановым исследова­ние на материалах отечественного рынка лекарственных препаратов 1990-х гг., по итогам которого им было выявлено три модели конкурентного поведения фирм: «мыши» (коммутанты), «лисы» (патиенты) и «львы» (вио-ленты) [Юданов, 19986]. Концепция Юданова была также успешно примене­на С. Толкачевым при анализе конкурентных стратегий российских оборон­ных компаний [Толкачев, 1998].

244