logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 1

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

И ОСОВНЫЕ ПОНЯТИЕ

ТЕОРИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Стратегическое управление фирмами в рыночной экономи­ке — это всегда создание нового. Не склонная к технологическим и организационным новациям фирма не имеет шансов долго­срочного процветания и даже выживания в конкурентной среде. История становления и развития теории стратегического управ­ления в полной мере отражает эти характеристики бытия своего объекта. Она успешно заняла пустующую научную нишу и затем постоянно отличалась методологическим новаторством и кон­цептуальной конкурентоспособностью.

Стратегическое управление как область научных исследова­ний впервые оказалось востребованным 40 лет назад по двум взаимосвязанным причинам. С одной стороны, стали необходи­мы аналитические подходы к возникшим в 1950-60-е гг. задачам управления новыми масштабами и качеством роста компаний США и Западной Европы в условиях невиданного ранее давления внешних факторов. Тогда же крупные корпорации стали основ­ными двигателями (а их менеджеры — главными героями) эко­номического роста отдельных промышленно развитых стран и мировой экономики в целом, что нашло отражение в концепциях «управленческой революции» и «управленческого капитализма». Резко возрос интерес к вопросам: «Почему одни фирмы более успешны, чем другие?» и «Как сделать конкретную фирму более успешной?».

С другой стороны, экономическая и смежные с ней науки добились к тому времени незначительного прогресса в ответах на эти важнейшие для теории и практики управления фирмами вопросы. В случае экономической науки, возможно, главной при-

19