logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

ний разных отраслей. К середине 1980-х гг., согласно одному из опросов компаний, входивших тогда по рейтингу Fortune в спи­сок 500 крупнейших в США, более 50% из них уже применяли сценарное планирование [Schoemaker, 1993].

Успешный опыт GE при Дж. Уэлче стал еще одной убеди­тельной альтернативой классической концепции стратегическо­го планирования и подтверждением того, что способность учить­ся быстрее, чем конкуренты, возможно, является единственным устойчивым конкурентным преимуществом. Хотя GE начиная с 1960-х гг. была известна как один из самых убежденных лидеров активного внедрения рациональных систем планирования, с на­чала 1980-х гг. новый руководитель компании в корне пересмот­рел подходы к ее стратегии. Стоит упомянуть лишь наиболее радикальные с точки зрения хрестоматийной логики стратеги­ческого планирования решения Уэлча о реструктуризации биз­неса GE (до этого считавшейся чисто производственной компа­нией) в пользу резкого увеличения доли услуг в годовом обороте компании, а также установку на сохранение только тех бизнесов в ее портфеле, в которых она может занимать первое или второе место.

Однако, несмотря на отмеченные расхождения экономиче­ских и управленческих реалий с постулатами модели стратегиче­ского планирования, лишь в начале 1990-х гг., после более 25 лет дискуссий о судьбах школы планирования, она удалилась с аван­сцены теории и практики стратегического управления. Черту под эпохой школы планирования подвел в 1994 г. Г. Минцберг в книге «Взлет и падение стратегического планирования». Главная идея этого труда состояла в четком разведении понятий планирования и стратегии. По Минцбергу, планирование есть формализован­ная система кодификации, уточнения и операционализации тех стратегий, которые компания уже имеет, а стратегия — либо «спонтанно» выработанная модель поведения фирмы, либо ее обдуманная «перспектива». Следует согласиться с утверждением Минцберга о том, что стратегию нельзя спланировать. Ученый справедливо считает, что традиционная модель стратегического планирования оказалась несостоятельной в создании новых и эффективных стратегий, поскольку в ее основе лежали три «фун-

196