logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

общетеоретической платформы (в частности, понятийного аппа­рата) столь важного ныне раздела исследований стратегий фирм, как технологические инновации. Здесь принято выделять, по край­ней мере, шесть концепций, которые берут начало в эволюци­онной теории: технологические режимы, «зависимость от траекто­рии прошлого развития», конкурентный отбор, технологические возможности, режимы присвоения экономических выгод от инно­ваций, доминирующие модели и эффекты «запирания» вследствие незначительных событий (подробнее см.: [Теесе, 1990]).

Подведем кратко итоги проведенного анализа концепций эко­номической теории организации и их роли в исследованиях страте­гического управления. Во-первых, наше исследование методологи­ческого своеобразия экономической теории организации в сравне­нии с неоклассикой показывает, что эти два течения экономической мысли сильно разнятся по степени соответствия задачам исследова­ний стратегий фирм. Экономическая теория организации не только в гораздо большей степени применима для плодотворного изучения стратегического управления, чем неоклассика, но и выигрывает здесь по сравнению с парадигмой «стратегия — структура — ре­зультаты», переводя анализ стратегий с уровня отрасли на уровень фирмы. Во-вторых, нараставшее благодаря концепциям экономи­ческой теории организации проникновение экономической логики и методов анализа в исследования стратегического управления по­зволили конструировать здесь причинно-следственные связи и по­высить предсказательную силу выводов. В-третьих, если концеп­ция Портера сделала только первые шаги по пути «управленческо­го расширения» стандартной экономической теории, то экономи­ческая теория организации сформировала платформу для дальней­шего движения в этом направлении. В-четвертых, эти успехи со­провождались появлением и новых методологических проблем при­менения экономической теории в изучении стратегий фирм. Осо­бую тревогу ученых вызывали трудности формализации и измере­ния ненаблюдаемых феноменов (unobservables), т. е. таких важных переменных, как оппортунизм менеджеров и степень расхождения интересов их и акционеров [Rumelt et al., 1991; Hoskisson et al., 1999]. Взаимное обогащение экономической науки и исследований страте­гий фирм имело немалые резервы усиления.

294