logo
Учебник_Катькало_менеджмент

1.4. Собственный понятийный аппарат

стве природных ресурсов. Позднее макроэкономические исследо­вания сравнительных преимуществ были систематизированы в теории Хекшера-Олина, акцентировавшей различия между стра­нами в запасах неперемещаемых факторов производства и в це­нах на факторы производства как следствие различий в багажах унаследованных таких факторов. Эта теория, однако, не уделяла внимания различиям в технологических способностях фирм раз­ных стран. Скорее, акцент делался на различии тех выборов, ко­торые фирмы могли бы делать между общедоступными техноло­гиями как функции различий между странами в организации рынков. Как справедливо отмечает Р. Нельсон [Nelson, 1996], по­разительной чертой всех теорий сравнительных преимуществ стран, независимо от их акцента — на унаследованные ресурсы или цены, институты или законы, — было очень малое внимание, которое они уделяли дискреционному поведению фирм либо различиям в их компетенциях.

Между тем в экономических трактатах XIX-XX вв. можно найти немало теорий — источников современных трактовок конкурентных преимуществ фирм. Значительная часть концеп­ции отраслевого анализа Портера основана на теории отраслевой организации в трактовке Мейсона-Бейна, подчеркивавших зна­чение преимуществ («входных барьеров»), которыми устоявши­еся фирмы обладали по сравнению с фирмами-новичками в от­расли и ее потенциальными новыми участниками. Концепция «типовых конкурентных стратегий» Портера уходит корнями в экономические теории издержек и потребительского спроса и модели влияния монополистических и олигополистических рын-

ков, а также рынков с монополистической конкуренцией на уро­вень благосостояния (работы А. Курно, Дж. Бертрана, П. Сраф-фы, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина). В 1970-е гг. конкурентные взаимодействия фирм, являющихся следствием или причиной подобных рыночных структур, изучались такими экономистами, как М. Шерер, Р. Шмалензи и С. Салоп, с целью оценки влияния мер государственного регулирования на монополистическое по­ведение и межфирменные сговоры. В 1980-е гг. это направление исследований получило развитие в рамках моделей с применени­ем теории игр и теории принятия решений, в которых описыва-

71