logo
Учебник_Катькало_менеджмент

5.2. Содержание и методологические особенности ресурсной концепции

Критики Барни верно отмечали, что он трактовал ресурсы лишь как отдельные обособленные факторы. Вместо этого предлага­лось (особенно аргументированно — в вышедшей также в 1991 г. статье Р. Гранта (русский перевод см.: [Грант, 2003]) понимать экономические достоинства ресурсов как следствие специфиче­ских взаимосвязей между ними в рамках фирмы. Важную роль в уточнении и расширении схемы Барни сыграла статья Р. Амита и П. Шумакера [Amit, Schoemaker, 1993]. Согласно им, ценность ресурсов включает такие подвиды, как внешнюю ценность в смысле стратегических отраслевых факторов и комплементар-ность ресурсов внутри фирмы; редкость включала теперь физи­ческую редкость и малую возможность купли-продажи; ситуации невозможности копирования были разделены на просто невоз­можность копирования и низкую замещаемость ресурсов, а раз­ными параметрами организационных конфигураций теперь счи­тались обеспечение присвоения экономических выгод и устойчи­вость самих конфигураций.

По мнению автора настоящей монографии, в наиболее пол­ном виде понимание того, какой должна быть фирма для обеспе­чения устойчивого конкурентного преимущества, было изложено в исследовании М. Петераф «краеугольных камней» конкурент­ных преимуществ [Peteraf, 1993]. Она выделила четыре критерия, которым должны соответствовать ресурсы фирмы для генериро­вания таких устойчивых преимуществ. Во-первых, неодно­родность ресурсов (ренты невозможны в отсутствии различий в экономической эффективности между ресурсами).21 Во-вторых, это ex ante ограничения конкуренции: генерировать ренты могут лишь те ресурсы, которые куплены по цене ниже их дисконтиро­ванной стоимости. В-третьих, это ex post ограничения конкурен­ции, т. е. конкурентам должно быть крайне тяжело или невоз­можно имитировать либо заместить ресурсы, генерирующие ренты. В-четвертых, это несовершенная мобильность (imperfect

21 Барни интерпретировал данное положение несколько иначе: при од­нородности ресурсов стратегии всех фирм будут одинаковыми, но тогда нет • причин для дифференциации между нихми, т. е. конкурентных преимуществ любой из них [Barney, 1991].

333