logo
Учебник_Катькало_менеджмент

3.4. Разработки консультационных фирм 1960-70-х гг.

в духе времени своих содержательных приоритетов. Поначалу, особенно в 1970-е гг., на консультирование в этой области силь­но влияло использование количественных методов и моделей. В стратегическом анализе преобладали молодые специалисты по эконометрике и исследованию операций, получившие отличное образование, но часто без опыта работы в сфере бизнеса и без знаний о поведении людей в организациях, социальных и других проблем, определяющих стратегию в реальности. Однако уже 1980-е гг. из прошлого были извлечены уроки, и взгляд на страте­гическое консультирование стал полнее и реалистичнее, выходя за пределы ранее широко распространенных аналитических исследо­ваний и формализованных моделей.42 В актуальное меню страте­гического консалтинга вошли проблемы организационной культу­ры и стилей руководства, управления технологическими иннова­циями, внутрикорпоративного предпринимательства и др. В по­следнее десятилетие на переднем плане оказались задачи интегра­ции стратегических организационных решений и информацион­ных технологий: реинжиниринг бизнес-процессов, системы плани­рования ресурсов предприятий, электронная коммерция и т. д.

Между тем к исходу XX в. заметно обострились противоре­чия между ожиданиями клиентов и традициями жанра стратеги­ческого консалтинга. Первые все настойчивее рассчитывают прежде всего на результаты, а не на пухлые отчеты, иначе говоря, внедрение рекомендаций консультантов стало не менее важным, чем сами рекомендации, что может революционизировать инду­стрию управленческого консалтинга. Но еще более важно то, что в условиях перманентности глубоких изменений в современном бизнесе от лидеров этой индустрии требуются уже не дискретные «большие идеи», а их постоянный поток. Если раньше в консуль­тантах нуждались как в независимых экспертах, то сегодня они должны нести с собой альтернативные способы видения мира, новые концепции и модели бизнеса. В конечном счете компании

42 Как верно отмечено в одном из профессиональных пособий по управленческому консультированию, «стратегия — слишком важный эле­мент, чтобы оставлять его в руках молодых аналитиков и плановиков» [Кубр, 1992, с. 14-15].

209