logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 2. Методология и периодизация тсу

XX в. общественных наук от идеи универсализма выводов, но и безнадежной, в терминах традиционных суждений о критериях научности, «методологической ловушке» теории стратегического управления. Ее исходная посылка о неоднородности фирм сни­жает надежность привычных методов их количественного анали­за для выработки некоей универсальной теории. Стремление к ней противоречит и необходимости учета разных технологиче­ских и институциональных режимов развития фирмы, а также разновидностей ее организационных форматов.

Во-вторых, предметно-методологическое своеобразие тео­рии стратегического управления во многом определяется и ря­дом присущих ей двойственностей. Решение проблемы послед­них не должно сводиться к жестким противопоставлениям. Нуж­ны комплексные подходы при анализе присущих этой теории дихотомий внутренних/внешних (относительно границ фирмы) факторов конкурентных преимуществ, содержания/процесса стратегий, их предпринимательских/административных начал. Следует учитывать, что данные дихотомии, наряду с опорой раз­ных концепций стратегий на различные базовые науки и по­стоянным развитием многообразия практики стратегического управления, были причинами значительного концептуального плюрализма рассматриваемой теории. Между тем прогресс ис­следований стратегического управления определяется успехами в создании теории, сглаживающей эти дихотомии, среди которых особенно актуальна сегодня дихотомия внутренних/внешних факторов конкурентных преимуществ.

В-третьих, важнейшее место в суждениях автора о методо­логии и эволюции теории стратегического управления занимает понятие ее системной парадигмы. В основе последней лежат предпосылки о неоднородности фирм в экономических резуль­татах и о комплексном характере главных вопросов стратегиче­ского управления («что?» и «как?»). Системные основы объекта этой теории включают экономические критерии эффективности деятельности фирм, организационную природу последних и кон­курентность среды их выживания и развития. Можно утверж­дать, что ныне вектором развития исследований стратегий явля­ется усиление их синергетических начал, т. е. возрастание роли

160