logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 6. Контуры четвертого этапа теории стратегического управления

сифицированные компании, так и «нишевые» малые и средние фирмы), но и на все более открывающемся внутреннем рынке необходимо быть на переднем крае концепций и методов страте­гического управления. Например, идеи ресурсной концепции уже стоят на повестке дня лучших российских фирм. Все чаще реалии конкуренции на национальном и мировом рынках требуют от них не привычной адаптации к экзогенным силам бизнес-среды, а про-активного развития конкурентных преимуществ на основе уни­кальных компетенций.20 В отсутствие внутренних механизмов, ге­нерирующих инновационные продукты и сильные бренды, без современной и уникальной организационной культуры россий­ские фирмы не смогут быть долгосрочно конкурентоспособными. Резюмировать анализ в настоящем разделе можно рядом выводов. Во-первых, тенденции становления инновационной, ин­формационной и глобальной экономики XXI в. требуют пере­смотра прежних представлений о конфигурации отраслей и ста­вят в эпицентр конкуренции фирм их нематериальные активы, особенно организационные умения создавать новые знания и извлекать экономические выгоды из инноваций. Во-вторых, в быстронарождающейся экономике знаний основой успеха в кон­куренции является предпринимательская способность «играть на опережение» (фактор времени) в распознании будущих техноло­гических изменений и иных возможностей бизнеса и адаптации к ним организации. В-третьих, на этом фоне происходит глубо­кая трансформация современной фирмы — ее организационных границ, роли экономики масштабов и т. д. В-четвертых, страте­гии и бизнес-модели российских фирм лишь в 2000-е гг. начали сближаться с требованиями мироврго бизнеса, и те фирмы, ко­торые собираются в нем выжить и успешно конкурировать, дол­жны обратить первостепенное внимание на свои внутренние ресурсы и отличительные компетенции, особенно на способно­сти генерировать и коммерциализировать новые знания.

20 Согласно исследованию AMP и консалтинговой компании Accenture, рост лучших российских фирм все меньше зависит от внешней среды и все больше — от эффективности использования внутренних ресурсов (Секрет фирмы, 2003, № 11, с. 37).

418

6.2. Направления поиска новой парадигмы ТСУ