logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

стратегической адаптации организаций. Как было показано в разд. 1.2, к этому времени в методологии теории организаций сложились системный и ситуационный подходы, вне которых не­возможен анализ различий поведения фирм в изменяющейся среде. В экономической теории фирмы были накоплены кон­цепции прибыли, конкуренции и вертикальной интеграции (Й. Шумпетера, Р. Коуза, Э. Пенроуз и др.), альтернативные нео­классической теории фирмы, опиравшейся на постулат рыночно­го равновесия и не пытавшейся объяснить такие различия.

Разумеется, исходные концепции стратегического управле­ния страдали рядом типичных для начального периода любой области научных знаний недостатков. Разработки «отцов» теории стратегического управления носили выраженный прикладной характер, и нередко акцент делался на комментарии к учебным кейсам программы МВА. Начальный этап теории стратегическо­го управления вполне можно определить как доаналитический. Он охватил период с начала 1960-х до середины 1970-х гг.: потре­бовалось примерно 15 лет для того, чтобы в исследования стра­тегий проникли статистические и эконометрические методы ана­лиза и они обрели контуры позитивной науки.

Другой особенностью ранних подходов к исследованию стратегий была их концептуальная неоднородность. Немалую роль здесь сыграло различное институциональное происхожде­ние их авторов. Чандлер и Эндрюс были ведущими профессора­ми Гарвардской школы бизнеса с ее традицией концептуальных обобщений на основе анализа реальных кейсов и трактовкой политики бизнеса в терминах общего менеджмента. Ансофф, имевший опыт работы на посту вице-президента корпорации Lockheed, исповедывал более рационалистическое видение стра­тегий, ориентированное на концепцию планирования. Картина начального этапа теории стратегического управления была бы неполной без учета разработок консультационных фирм, создав­ших в 1960-е гг. новый сегмент рынка управленческого консал­тинга — стратегический консалтинг, и сыгравших большую роль в создании инструментария анализа стратегий.

В настоящей главе автор попытается дать современную оценку вкладу каждого из данных подходов в развитие теории

164

3.1. Концепция стратегии и структуры фирмы А. Чандлера

стратегического управления.2 В целях исследования эволюции этой теории важно установить, какие из ее исходных концепций и поныне составляют ее «концептуальное ядро», а какие оказа­лись на периферии магистрального пути ее развития (вошли в «защитный слой»). В первом разделе главы будут проанализиро­ваны основные идеи А. Чандлера, во втором — другие пионер­ные труды ученых Гарвардской школы бизнеса, предметом тре­тьего раздела будут результаты школы планирования, а четвер­того — разработки консультационных фирм 1960-70-х гг. Сопут­ствующей задачей является раскрытие достоинств и ограниче­ний рассматриваемых концепций, многие из которых приобрели канонический статус в учебниках по стратегиям и порой по-прежнему некритически подаются как лучшие модели выжива­ния и развития фирм в мире, который со времен создания этих концепций радикально изменился. Глава завершается общими выводами.

3.1. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ И СТРУКТУРЫ ФИРМЫ А. ЧАНДЛЕРА

Общим достоинством книги профессионального историка бизнеса А. Чандлера «Стратегия и структура: главы из истории промышленного предприятия» и гарвардского учебника 1965 г. по политике бизнеса являлось то, что в них впервые были специаль­но исследованы вопросы «организационного соответствия» фир­мы задачам ее стратегического развития, выработаны концепции и инструменты достижения такого соответствия. В обоих класси­ческих трудах ярко проявилась исследовательская традиция Гар­вардской школы бизнеса: эмпирической базой выступал анализ

2 Ввиду ограниченности пространства настоящей монографии рас­смотрим преимущественно вербальную ветвь теории менеджмента. В ре­зультате за рамками нашего внимания окажутся некоторые другие направ­ления исследований, активно развивавшиеся в 1960-70-е гг. Например, авто­ры научных журналов Management Science и Bell/RAND Journal of Economics изучали поведение фирм и управленческие решения прежде всего на основе математических моделей. Кроме того, нельзя не упомянуть кибернетическое направление, идущее от Норберта Винера. Отметим, однако, что данные на­правления основываются на совершенно иных парадигмах.

165