logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

В целом, однако, на данном этапе, безусловно, был сделан ре­шающий шаг вперед в формировании современной теоретиче­ской платформы исследований стратегий фирм. В основе конста­тации столь важного результата их эволюции в период с середи­ны 1970-х до конца 1980-х гг. лежат следующие пять выводов, суммирующие проведенный в настоящей главе анализ.

Во-первых, в рассматриваемый период окончательно про­изошло обособление научных исследований стратегического управления от разработок консалтинговых фирм и от линейных, технократических трактовок стратегий. Главные усилия исследо­вателей были теперь направлены не на выработку нормативных и, как правило, универсальных рекомендаций, а на объяснение и предсказание успехов и неудач стратегий фирм. В русле транс­формации этой области исследований в направлении к более строгой, «научной» дисциплине были новаторские работы, в ко­торых изучались зависимости экономических результатов фирм от конкретных стратегий и предлагались классификации бизнес-стратегий. До появления трудов Рамелта (развивавших подход Чандлера) по корпоративным стратегиям, Портера, а также Майлза и Сноу по бизнес-стратегиям в сфере изучения стратегий фирм доминировали два противоположных лагеря — ситуацио-налисты (отрицавшие обобщения) и универсалисты (не призна­вавшие роль контекста и непредвиденных событий). Новые под­ходы позволяли делать обобщения и прогностические выводы, не доступные ни ситуационалистам, ни универсалистам, а реко­мендации новых концепций были востребованы менеджерами-практиками даже в большей степени, чем рецепты успешных стра­тегий, предлагавшиеся сторонниками их более ранних концепций.

Если на начальном этапе теории стратегического управле­ния доминировали нормативные, основанные на кейсах исследо­вания, то на этапе ее становления как научной дисциплины пре­обладающими стали позитивистские, дедуктивные эмпирические исследования, опиравшиеся на статистические и эконометриче-ские методы. Хотя анализ кейсов сохранил определенную роль, исследователи стратегий фирм все больше использовали для проверки своих концепций мультивариационные статистические инструменты (в частности, регрессии и кластерный анализ) для

296