logo
Учебник_Катькало_менеджмент

4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм

К. Хаттен, аспирант Д. Шендела, построил оригинальную линейную регрессионную модель, в которой наблюдаемые пере­менные стратегии (число заводов, цены, число брендов, доля рынка и т. д.) соотносились с показателем дохода на акционер­ный капитал. На основе использования кластерного анализа вме­сте со статистической проверкой регрессионных моделей на од­нородность ученый показал, что отрасль может быть разбита на подотрасли, в каждой из которых действуют свои соотношения стратегий фирм и их результатов. Он разбил фирмы пивоварен­ной промышленности на пять таких кластеров: крупные нацио­нальные пивоваренные компании, менее крупные национальные компании, сильные региональные, слабые региональные и малые региональные пивоварни. Результаты «исследований пивоваре­ния» [Hatten, Schendel, 1977; Hatten et al., 1978] в целом подтверж­дали тезис о том, что стратегия, а не только внешняя среда имеет значение, т. е. лучшая (по сравнению с конкурентами) стратегия сопряжена с более высокими результатами. Кроме того, получен­ные данные впервые эмпирически обосновали факт внутренней структурной неоднородности отраслей, причем такие различия были значительно сильнее, чем это обычно допускалось теорией отраслевой организации, а также большинством теоретиков ме­неджмента. Идентификация названных различий стимулировала дальнейшие исследования стратегических групп, а также разли­чий в результатах фирм на основе концепций конкурентных пре­имуществ.

В этом они были созвучны с третьим этапным проектом по изучению связей результатов фирм и их стратегий. В начале 1970-х гг. на экономическом факультете Гарварда аспиранты Р. Кейвза в своих исследованиях попытались преодолеть сомни­тельную предпосылку теории отраслевой организации об одно­родности фирм в отрасли — их различия ранее виделись лишь в масштабах, детерминированных применяемыми производствен­ными технологиями. Данная привычная трактовка неизбежно вела к характеристике отраслей в терминах либо концентрации рыночной власти (относительный размер фирмы был единствен­ным параметром, учитываемым в аналитических моделях), либо коллективных действий фирм в отрасли (например, входных

227