logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 5. Третий этап: развитие теории на собственной основе

создания ценности, а во втором — на всей этой цепочке в целом [Stalk et al., 1992; Long, Vickers-Koch, 1995]. При таком видении проблемы учитывалось, что в каждом из двух случаев от менед­жеров фирмы требуются различные типы решений и действий.

Для некоторых авторов данная точка зрения комбинируется с первой. Так, Д. Бесанко с соавторами [Besanko et al., 2000] упо­требляют понятия «способности» и «компетенции» как синони­мы, но при этом выделяют три разных случая бытия способно­стей. Способности могут быть связаны с одной из функциональ­ных областей менеджмента (например, умения в продвижении брендов, управлении производством, закупках). Другой случай — они могут быть сопряжены с конкретными технологиями или типами продуктов. Именно этот случай находится в центре вни­мания концепции ключевых компетенций Прахалада и Хамела (умения DuPont в области нейлона, Sony — в электронике). На­конец, могут иметь место способности фирмы в координации различных видов деятельности либо взаимосвязей между эле­ментами своей цепочки создания ценности (например, способ­ность сокращать время от момента зарождения концепции ново­го продукта до вывода его на рынок). Здесь Бесанко с соавторами следует за упомянутыми выше суждениями Сталка с соавторами.

Третья точка зрения на соотношение понятий «компетен­ция» и «способность» является, по мнению автора настоящей монографии, наиболее важной для развития ресурсной концеп­ции. Отличие этого подхода в том, что одно из рассматриваемых понятий используется для описания комбинаций феноменов, понимаемых под другим понятием: компетенции есть комбина­ции способностей, либо способности (правда, особого рода — динамические) есть механизм реконфигурации компетенций. По сути, имеющиеся в литературе две вариации данной точки зре­ния исходят из несовпадающих смысловых наполнений понятия «компетенция» и развивают несколько различные исследователь­ские традиции.

Подход, приписывающий компетенциям фирмы первосте­пенное значение в стратегическом управлении, в качестве основ­ной интеллектуальной платформы использует концепцию клю­чевых компетенций Хамела и Прахалада и получил наиболее по-

348