logo
Учебник_Катькало_менеджмент

5.6. Выводы

тем обстоятельством, что ресурсная теория стратегического управления оказалась не менее академически состоятельной, чем теория рыночного позиционирования. В отличие от последней, сторонники ресурсного подхода ставили и более сложную науч­ную задачу выработки альтернативы неоклассической теории фирмы на основе изучения конкурентных возможностей фирм как следствия их внутриорганизационных различий. Было дока­зано, что именно в организационных способностях менеджмента фирмы по обеспечению уникальности ее бизнес-модели (следова­тельно, и продуктов) по сравнению с конкурентами и кроется залог ее долгосрочного процветания. При этом особый акцент был сделан на определение характеристик ресурсов и способнос­тей, позволяющих генерировать устойчивые конкурентные пре­имущества: ресурс должен создавать экономическую ценность и быть редким, трудным для имитации, не заменимым и не свобод­но доступным на рынке факторов производства [Barney, 1986b; Dierickx, Cool, 1989; Peteraf, 1993].

Следует подчеркнуть два важнейших отличия стратегиче­ского образа мышления на основе ресурсного подхода: приори­тет создания ценности, а не минимизации издержек, а также ак­цент усилий не на подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а на создание собственных, труднокопируемых дру­гими фирмами компетенций как залога лидерства в бизнесе.

Важнейшую роль в популяризации этих идей сыграли рабо­ты Прахалада и Хамела (особенно книга 1994 г. «Конкурируя за будущее»), в которых, кроме того, менеджерам разъяснялась не­обходимость отказа в новых условиях конкуренции от традици­онного стратегического планирования. Взамен предлагалась фи­лософия «стратегических намерений» и «стратегической архи­тектуры», означающая разведение стратегических целей и ресур-

удобство инструментария их анализа («цепочка создания ценности») и их тесная увязка с концепцией конкурентных стратегий. Однако известная ста­тичность последней и ее настрой на противопоставление внешних и внут­ренних аспектов конкурентных преимуществ ограничили ее приоритет в теории стратегического управления, школах бизнеса и управленческом кон­салтинге 1980-ми гг.

387