logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

управления. Первыми весомыми свидетельствами становления такой традиции были институционализация научной работы в рамках новой парадигмы «стратегического управления» и про­никновение в исследования стратегий фирм стандартных мето­дов экономического анализа.

Символом зарождения качественно нового этапа в исследо­ваниях стратегий фирм была публикация в 1972 г. в первом сборнике Ученых записок Секции политики бизнеса и планиро­вания американской Академии менеджмента статьи Д. Шендела и К. Хаттена «Политика бизнеса или стратегическое управление: расширенная трактовка нарождающейся научной дисциплины» [Schendel, Hatten, 1972]. Эти ученые из университета Пурдью (США) выступили с предложением об изменении названия про­фильной области исследований с «политики бизнеса» (сохранив его за учебным курсом) на «стратегическое управление». Под данным термином, введенным ими в профессиональный и науч­ный оборот2, они понимали «управленческий процесс установле­ния и поддержания жизнеспособной взаимосвязи между органи­зацией и ее средой посредством следования избранным целям, а также экономически эффективного размещения ресурсов для поддержки основных программ и политик развития» [Schendel, Hatten, 1972, p. 100]. Новизна дефиниции состояла в трактовке формулирования и реализации стратегии как элементов единой концепции. Другим ключевым элементом подхода Шендела и Хаттена был призыв к отделению научной работы от практики стратегического управления, т. е. к переходу при его изучении от индуктивных методов, основанных лишь на анализе кейсов, к «более дедуктивным исследованиям».

2 Некоторые авторы (см., напр.: [Попов, 2003]) считают 1973 г., когда в г. Нэшвилл (США) была проведена первая международная конференция по стратегическому управлению, «официальным» годом его рождения. Такая трактовка истории вопроса представляется недостаточно правомерной: по­мимо факта пионерной статьи 1972 г. Шендела и Хаттена, аспирантура по стратегическому управлению под руководством Шендела действовала в уни­верситете Пурдью уже с 1969 г., и, кроме того, ведущие американские ком­пании (General Electric, IBM, Coca-Cola, Texas Instruments и ряд других) нача­ли практиковать стратегическое управление до 1973 г.

220