logo
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 1. Закономерности формирования и основные понятия тсу

рования фирмы в контексте ее взаимодействия с внешней сре­дой; 3) выяснение причин и механизмов неоднородности фирм, вне которой невозможно наличие у них конкурентных преиму­ществ; 4) раскрытие ведущей роли менеджеров фирмы в созда­нии таких преимуществ. Ни экономическая, ни другие смежные науки (социология, психология, политология) не определяют, та­ким образом, сферу своих интересов при изучении организаций и их рыночного поведения.

Суть предмета теории стратегического управления состоит в выяснении источников и механизмов создания и обеспечения ус­тойчивых конкурентных преимуществ фирм, обеспечивающих им присвоение экономических выгод (рент), недоступных соперникам. Соответственно, приведенные в предыдущем разделе настоящей главы фундаментальные вопросы этой области научных исследо­ваний, очерчивающие ее исследовательскую программу, можно свести к двум стержневым вопросам: «Почему одни фирмы име­ют лучшие экономические результаты, чем другие?» и «Как сде­лать конкретную фирму более успешной?» (иначе говоря — «Ка­ковы механизмы достижения этого превосходства?»).

Данная трактовка главной исследовательской проблематики теории стратегического управления в целом не является дискус­сионной в современной мировой литературе [Rumelt et al., 1994; Bowman et al., 2002; Faulkner, Campbell, 2003]. Между тем весьма сильны расхождения в толковании не только методов достиже­ния конкурентных преимуществ, но и самих причин конкурент­ной дифференциации фирм. Что касается определения даже са­мого понятия «стратегическое управление», то и здесь обнару­живается весьма пестрая мозаика смысловых интерпретаций. Такие концептуальные различия нельзя объяснить только влия­нием разных наук на исследования стратегий фирм. Многообра­зие научных трактовок стратегий было следствием и бурных из­менений последних 40 лет в условиях и приоритетах реальной практики стратегического управления. С этой точки зрения в данный период можно выделить, по мнению автора, четыре эта­па в эволюции научных представлений о содержании стратеги­ческого управления и природе различий в экономических ре­зультатах между конкурирующими фирмами. Почти все создан-

47