logo
Учебник_Катькало_менеджмент

5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий

Четкость в определении базовых понятий любой теории яв­ляется важным стимулирующим фактором ее успешного разви­тия. В случае ресурсной концепции стратегического управления на фоне стремительного роста в последнее десятилетие ее попу­лярности и прогресса в разработке ее главных идей по-прежнему сохраняются разночтения в трактовке содержания и, отсюда, со­отношения понятий «ресурсы», «способности» и «компетенции».

При этом в исходных определениях ресурсов сторонники ресурсной концепции весьма близки, хотя и классифицируют их слегка по-разному. Одной из широко распространенных класси­фикаций ресурсов является подход Гранта, учитывающего такие их типы, как финансовые, физические, человеческие, технологи­ческие, организационные (системы контроля качества, корпора­тивная культура и т. д.) и репутационные [Грант, 2003]. Другая популярная типология ресурсов исходит из их деления на мате­риальные и нематериальные26 (см., напр.: [de Wit, Meyer, 2004]). К первым здесь относят землю, здания, сырье и материалы, де­нежные средства, а ко вторым — организационные способности, знания (например, в форме патентов), репутацию (силу брендов), отношения с внешними контрагентами (такие ресурсы предста­ют в форме контрактов), организационную культуру (которая может иметь разную ориентацию — на высокое качество, на ин­тернационализацию, на инновации, на агрессивную конкурен­цию либо на некое их сочетание).

Нет явных расхождений и в понимании того, что предназ­начение организационных способностей состоит в повышении производительности других ресурсов посредством их сложных комбинаций для преобразования факторов производства в его результаты. В более широком плане, ресурсы фирмы, согласно ресурсной концепции, сами по себе не являются источником кон-

26 Ранние типологии ресурсов фирмы (например, пятиэлементная клас­сификация Хофера и Шендела [Hofer, Schendel, 1978]) не учитывали немате­риальные ресурсы (в частности, репутацию, узнаваемость бренда, гудвилл), роль которых резко возросла за последние 15-20 лет.

339