logo
Учебник_Катькало_менеджмент

5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий

следовательное развитие в концепции «конкуренции на основе компетенций» (competence-based competition) P. Санчеса и А. Хи­на [Sanchez, Heene, 1997; 2004]. При этом способности понимают­ся как «повторяющиеся паттерны действий по использованию активов для создания, производства и/или предложения продук­тов на рынке» и как важная особая разновидность нематериаль­ных активов, поскольку они определяют то, как фирма применя­ет свои материальные и другие нематериальные активы. В свою очередь, компетенции здесь — это «потенциал фирмы в поддер­жании механизма координации размещения активов таким обра­зом, который помогает ей достигать своих целей», т. е. компетен­ция есть определенный алгоритм деятельности фирмы по ис­пользованию ее ресурсов и способностей [Sanchez, 2001, р. 153]. В интерпретации С. Таллмана, в целом разделяющего этот под­ход, компетенциями могут стать некоторые способности фирмы, скомбинированные с другими ее способностями и ресурсами [Tallman, 2003].

Вслед за Хамелом и Прахаладом концепция «конкуренции на основе компетенций» верно акцентирует роль организацион­ного обучения в создании ключевых компетенций, являющихся основой конкурентных преимуществ, и, кроме того, придает осо­бое значение багажу знаний организации как главному источни­ку таких преимуществ. В развитие последнего тезиса некоторые сторонники приоритетной трактовки компетенций относят к их разновидностям знания, способности и организационную куль­туру [de Wit, Meyer, 2004].

Вместе с тем очевиден ряд аналитических ограничений кон­цепции «конкуренции на основе компетенций», реальный вклад которой в углубление исследований конкурентных преимуществ невелик по сравнению с усилиями по дальнейшей популяриза­ции идеи ключевых компетенций. Кроме выделения двух уров­ней способностей (один из них именуется компетенциями), дан­ная концепция мало что внесла в развитие ресурсной теории и больше склонялась к нормативным исследованиям, порой грани­чащим с декларативностью. Наконец, ни в одном из понятий концепции не нашел отражения динамический характер совре­менной конкуренции, хотя имплицитно он ею и признается.

349