logo
Учебник_Катькало_менеджмент

5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий

Представляется, что главным недостатком такой интерпре­тации понятий «ресурсы» и «способности» является имплицит­ное пренебрежение креативным, предпринимательским аспектом стратегического управления, что чревато серьезными методоло­гическими проблемами. С одной стороны, эта трактовка неиз­бежно ведет к сомнительному тезису, что между разными ответ­влениями ресурсного подхода нет никаких содержательных отли­чий [Barney, Arikan, 2002]. На самом деле, как будет показано в оставшейся части монографии, при общей базовой логике эти ответвления имеют и важные различия в объяснении и предска­зании стратегических успехов и неудач фирм. С другой стороны, смешение понятий «ресурсы» и «способности» может подтолк­нуть к стиранию различий между операционными и стратегиче­скими преимуществами. Между тем разграничение последних принципиально важно для исследований стратегий фирм, при­чем стратегические преимущества понимаются как результат инновационного мышления менеджеров.32

Вторая трактовка соотношения понятий «ресурсы» и «спо­собности» отталкивается от их разграничения, предложенного в свое время Пенроуз, полагавшей, что «фирма может извлекать ренты не потому, что обладает лучшими ресурсами, а скорее вследствие наличия у нее отличительной способности, позволя­ющей лучше использовать эти ресурсы» [Penrose, 1959, р. 54]. В современной научной литературе в наиболее ясном и пункту­альном стиле это суждение развил Р. Грант, отметивший, что «в то время как ресурсы представляют собой источник способно­стей фирмы, способности являются основным источником ее

32 Различия между этими двумя типами преимуществ были специаль­но проанализированы Портером [Porter, 1996]. Согласно ему, операционные преимущества возникают, когда на конкретном референтном рынке компа­ния осуществляет одинаковую деятельность с конкурентами, но лучше, чем они. Стратегические преимущества означают для фирмы «быть отличной» от конкурентов и предполагают выбор иного набора видов деятельности, чем конкуренты, либо осуществление тех же видов деятельности, но иным образом (создание иного набора ценностей, чем у конкурентов). Ярким под­тверждением правоты философии стратегических преимуществ является пример компании IKEA.

343