logo
Учебник_Катькало_менеджмент

5.3. Ресурсы, способности и компетенции фирмы: соотношение понятий

Еще более хрестоматийным примером являются многократ­ные безуспешные попытки конкурентов компании Toyota из США, Европы и России (ГАЗа после вхождения в холдинг «Базо­вый Элемент») скопировать ее модель эффективной организа­ции производства. Обстоятельное изучение достижений менедж­мента Toyota в сравнении с управленческими методами других ведущих мировых производителей автомобилей позволили уже к началу 1990-х гг. диагностировать стратегические преимущества этой модели, которые были суммированы в концепции «береж­ливого производства» [Вумек, Джонс, 2004]. Однако ни дальней­шие усилия по «вскрытию ДНК компании Toyota», ни даже луч­шие образцы внедрения принципов «бережливого производ­ства»34 не привели к воссозданию производственной модели Toyota с той же эффективностью, что является главным объясне­нием неспособности соперников помешать дальнейшему усиле­нию ее позиций в международной конкуренции.

Богатый иллюстративный материал здесь дает также анализ индустрии бизнес-образования. Рассмотрим общий пример шко­лы бизнеса. Очевидно, что для успеха в конкуренции на рынке профильных услуг ей необходимы такие ценные ресурсы, как высококвалифицированные преподаватели и современная инф­раструктура. Эти ресурсы имеют, однако, недостаточное значение для конкурентных преимуществ школы бизнеса по сравнению с ее отличительными организационными компетенциями. К числу таких организационных рутин относятся процедуры конкурсного набора студентов, отбора и развития новых преподавателей, тру­доустройства выпускников и обратной связи с ними и клиента­ми (например, анонимное анкетирование студентов о качестве преподавания), обновления учебных планов, фандрейзинга, меха­низма функционирования Попечительского совета и т. д.

Высокая оценка рынком конкретной школы бизнеса есть отражение прежде всего отличного качества кластера таких ру-

34 Наиболее последовательной здесь была компания Ford, разработав­шая собственную «производственную систему» (Ford Production System, FPS) по прямой аналогии с подобной системой главного японского конкурента (Toyota Production System, TPS).

345