logo
Учебник_Катькало_менеджмент

2.3. Периодизации исследований стратегий фирм: сравнение подходов

ний стратегий через изменения «содержания портфеля» конку­рентных преимуществ фирмы нельзя признать исчерпывающим при изучении эволюции теории стратегического управления. Собственно, авторы и ставят перед собой несколько иную зада­чу: осмыслить «новые» правила конкуренции в экономике зна­ний и разработать подход, который бы позволил этой теории по-прежнему определять передовую конкурентную практику. Проблема эволюции теории стратегического управления факти­чески остается за рамками исследования. Во-вторых, весьма условным представляется выделение с середины 1990-х гг. но­вого этапа в «теоретизировании на тему стратегий» как перехода от акцента на фактор способностей к приоритету фактора отно­шений. Помимо того, что многие внутри- и межфирменные отношения хорошо описываются и анализируются в терминах организационных способностей фирмы (см., напр.: [Тис и др., 2003]), следует подчеркнуть и известную незрелость в прошлом десятилетии феномена экономики знаний. Исходя из данных соображений, было бы правильнее говорить лишь о вызрева­нии нового этапа теории стратегического управления на рубеже XXI столетия.

Подведем итоги проведенного в настоящем разделе сравни­тельного анализа имеющихся в литературе пяти основных пери­одизаций теории и практики стратегического управления. Каж­дая из них по-своему важна для исследований, преподавания или консультирования по этой проблематике. Для целей предприня­того исследования наибольшую ценность представляют две по­следние периодизации (на основе критерия внутренних и вне­шних источников конкурентных преимуществ и «портфельного» критерия) как гораздо более ориентированные на изучение ха­рактера и причин изменений теории стратегического управления во времени. Хотя другие три периодизации будут так или иначе использованы в качестве фактологической базы нашего исследо­вания, именно эти две новейшие хронологии рассматриваемой области научных исследований содержат плодотворные идеи о методологических подходах к осмыслению ее эволюции- Эти идеи — о факторе внутренних и внешних аспектов конкурент­ных преимуществ и об определяющих для каждого этапа прин-

145