logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4

ВТОРОЙ ЭТАП: СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Если 1960-е и начало 1970-х гг. были временем рождения, развития и активного практического применения базовых концеп­ций стратегий фирм, отличавшихся довольно простыми методами анализа, то затем наступил период быстрого развития в этой об­ласти знаний гораздо более теоретически и методологически слож­ных концепций. На начальном этапе, во многом вследствие при­оритета кейс-метода и слабого внимания к обобщениям, пробле­матика стратегического управления почти не вызывала интереса в академическом сообществе. Рождение научной дисциплины стра­тегического управления принято датировать серединой 1970-х гг. [Rumelt et al., 1994; Baum, Dobbin, 2000], когда в исследованиях стратегий фирм не только было введено новое понятие «стратеги­ческое управление», но и четко обозначился переход от чисто нор­мативного и индуктивного жанра познания к более позитивному, дедуктивному стилю, основанному на статистической и экономет-рической обработке больших баз данных для проверки гипотез. Эта тенденция была существенно усилена теоретической опорой на экономическую науку. К началу 1980-х гг. исследования стра­тегий фирм изменились почти до неузнаваемости: они обрели признаки позитивной науки, институциональную инфраструкту­ру и стали престижной областью научной специализации, в рам­ках которой в это десятилетие было создано созвездие теорети­чески передовых концепций.

Данные преобразования, позволяющие диагностировать пе­риод с середины 1970-х и до конца 1980-х гг. как этап становления научной дисциплины стратегического управления, происходили по ряду направлений. Впервые в центре внимания ученых оказа­лись важнейшие вопросы соотношения стратегических решений

215