logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

(о планах корпоративного развития, диверсификации и органи­зационных структурах) и экономических результатов фирм. Для продвижения здесь нужны были не только эмпирические под­тверждения ранних концепций, но и развитие общей теоретиче­ской базы. Кроме того, сильно расширился спектр изучаемой проблематики, что происходило путем конкретизации содержа­тельных и процессных, предпринимательских и административ­ных аспектов стратегий фирм. При этом акцентировались либо внешние (прежде всего отраслевые) факторы эффективности стратегического управления, либо факторы внутрифирменной организации, что позволило заметно углубить понимание каж­дой группы факторов, но означало известный отказ от преобла­давшей ранее идеи их целостного анализа. Подобные — как явно положительные, так и весьма противоречивые — итоги второго этапа эволюции теории стратегического управления во многом были следствием ее активного развития путем концептуальных и инструментальных заимствований из разных наук об органи­зациях и конкуренции.

Среди них ключевую роль в становлении новой научной дисциплины сыграло проникновение в исследования стратегий фирм идеологии и методов экономической теории отраслевой организации, что стало возможным прежде всего благодаря ра­ботам М. Портера. Именно он концептуализировал стержневое для современной теории стратегического управления понятие «конкурентное преимущество». Однако, хотя основанная им школа позиционирования серьезно продвинула конкурентный анализ рынков и отраслей, она мало помогала исследованиям са­мих фирм и потому была недостаточна для комплексного осмыс­ления стратегического управления. Помимо этого, за рамками концепции Портера, оперировавшей количественно определен­ными экономическими параметрами (что составляло ее силу), находились важные социальные и политические, а также количе­ственно трудноопределяемые организационно-экономические аспекты поведения фирм, которые были вне поля зрения стан­дартной микроэкономики. К изучению вопросов стратегическо­го управления в тот период активно подключились неортодок­сальные экономические теории фирмы, а также социология, пси-

216