logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

3.5. Выводы

управления нужно с учетом исторических особенностей этого этапа их развития. С одной стороны, те из этих фирм, которые оказались наиболее адекватны требованиям времени, активно капитализировали возможности стратегического консалтинга, лидерство в котором им обеспечили оригинальные модели стра­тегического анализа. С другой стороны, в данный период науч­ные исследования стратегий фирм находились в зародышевом состоянии. Профессора университетских школ бизнеса (показа­тельны примеры Ансоффа и Эндрюса с коллегами) в большей мере состязались с профессиональными консультантами в созда­нии эффективных инструментов стратегического анализа, неже­ли концентрировались на «своем хлебе». Ситуация резко измени­лась к середине 1970-х гг., когда стратегическое управление стало быстро обретать черты самостоятельной области научных иссле­дований. Уместно отметить важный факт: в дальнейшем почти все самые популярные у менеджеров концепции и инструменты стратегического анализа (разработки М. Портера, Г. Хамела, Д. Аакера и др.) создавались либо в школах бизнеса, либо в ко­операции их профессоров и профессиональных консультантов (яркий пример — концепция реинжиниринга бизнес-процессов М. Хаммера и Д. Чампи). Тем не менее последнее лишь подтверж­дает главный итог обсуждения автором данного вопроса: в обла­сти стратегического управления соотношение теорий ученых и аналитических разработок консультантов точнее всего можно охарактеризовать как взаимодополнение.