logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм

хология и политология. Эти междисциплинарные контакты име­ли весьма разные следствия: они привели к большому (и не­однозначному) концептуальному плюрализму теории стратеги­ческого управления и одновременно позволили привлеченным к ее развитию наукам сильно обогатиться за счет обращения к ре­альным проблемам менеджмента. Подобная «улица с двусторон­ним движением» возникла и при взаимодействии исследований стратегий с теориями маркетинга и организационного поведения. В современной литературе при обсуждении рассматривае­мого периода в исследованиях стратегий фирм, наряду с ассоции­рованием его с мощными качественными сдвигами в развитии их научных основ, имеются разные трактовки значения этих со­бытий для дальнейшего развития теории стратегического управ­ления. В целях раскрытия авторской концепции эволюции данной теории необходимо уточнить характер произошедших на этом этапе изменений в уровнях анализа, теоретической ориентации и исследовательских методах. Отсюда структура настоящей главы будет следующей. Первый раздел посвящен выявлению общих тенденций перехода к новому этапу теории стратегического уп­равления, второй — анализу достижений и ограничений школы позиционирования, третий — определению особенностей воз­никших в 1970-80-е гг. неэкономических (организационных) трактовок и их вклада в развитие исследований стратегического управления, четвертый раздел — раскрытию важнейшей роли в эволюции теории стратегического управления концепций фир­мы, относимых к «экономической теории организации». В заклю­чении главы суммируются ее основные выводы.