logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

4.2. Теория конкурентных стратегий м. Портера: достижения и ограничения

зации («входные барьеры», «товары-заменители» и др.), иные были оригинальными («типовые стратегии», «цепочка создания ценности» и др.). Хотя до Портера понятие конкурентных преиму­ществ применялось специалистами по стратегическому управле­нию, он первым концептуализировал данное понятие как цент­ральное для научных исследований стратегий фирм. Понятие эко­номических рент также было важным в аналитической конструк­ции Портера, правда, его приверженность теории отраслевой орга­низации ограничивала рассмотрение данного важного аспекта те­ории стратегического управления случаем так называемых чем-берлианских или монопольных рент.17 В целом, благодаря введе­нию экономической логики в стратегический анализ, Портер смог впервые создать сбалансированную теорию, способную объяснять различия результатов фирм и вырабатывать рецепты успешных стратегий.

Одним из ярких примеров дескриптивно-предписывающего потенциала теории Портера была его типология конкурентных стратегий, которая, с одной стороны, делала довольно строгие обобщения относительно успешных стратегий, и, с другой — по­зволяла фирмам учитывать конкретные рыночные ситуации при их разработке и реализации.18 Отметим, что хотя эта типология моделей конкурентного поведения была далеко не единственной (в

17 Строго говоря, монопольные ренты в трактовке Портера могут воз­ никать прежде всего вследствие искусственного ограничения единственным производителем продукта объемов его выпуска. Остается, правда, открытым вопрос о том, является ли такая монопольная позиция кратко- или долго­ срочной, иначе говоря, в какой мере она обусловлена редкостью тех факто­ ров, которые приводят к возникновению рикардианских или шумпетериан- ских рент. Подробнее см. гл. 5.

18 По Портеру, выбор определенной конкурентной стратегии предопре­ деляет соответствующие организационные процедуры. Например, фирмы, следующие стратегии низких издержек, должны избегать найма высокоопла­ чиваемых сотрудников, в то время как подобная политика найма является одной из основ механизма реализации стратегии дифференциации. Следу­ ет, однако, подчеркнуть, что в работах Портера (по крайней мере, 1980-х гг.) обсуждение организационных аспектов конкурентных стратегий носило явно второстепенный характер.

243