logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины Рисунок 4.2. Три типовые конкурентные стратегии Портера

Не случайно в книге 1985 г. Портер специально отметил, что наиболее успешные фирмы должны помимо правильных конку­рентных стратегий осуществлять и набор «внутренне согласо­ванных, взаимосвязанных и взаимно усиливающих друг друга» видов деятельности. (В таком случае соперникам придется искать противодействие не отдельному источнику преимущества, а всей системе бизнеса компаний-лидеров.) Эта идея лежала в основе концепции «цепочки создания ценности» (value chain), согласно которой все виды деятельности фирмы можно разделить на ос­новные и вспомогательные (рис. 4.3). К основным видам деятель­ности относятся внутренняя логистика, производственные опе­рации, внешняя логистика, маркетинг и продажи, послепродаж­ное обслуживание, а к вспомогательным — внешние закупки, развитие технологий, управление персоналом и административ­ная инфраструктура компании.

стратегии, ведущие к лидерству по издержкам, могут полностью себя оправ­дать. Если фирме не достичь высокого уровня продаж, то она имеет две аль­тернативы. Одна из них состоит в выборе уникальной дифференциации, чтобы фирма могла назначать премиальные цены ввиду уникальности сво­их продуктов. Другая — в перегруппировке сил для фокусирования дей­ствий фирмы на конкретном рынке. В обоих случаях достигается небольшая рыночная доля и высокая прибыльность.

238