logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

ла убедительного подтверждения в эмпирических исследованиях влияния планирования на финансовые результаты. Если перво­начально на рубеже 1970-х гг. такие исследования еще делали обнадеживающие выводы (напр.: [Thune, House, 1970]), то десят­ки подобных работ, выполненных в 1970-80-е гг., не нашли оче­видных доказательств этим ожиданиям либо полностью их раз­веяли.23 Так, Б. Бойд, агрегировав суждения ученых на основе анализа ими 29 выборок компаний, в совокупности включавших 2496 организаций, констатировал скромную корреляцию между внедрением в них систем планирования и экономическими ре­зультатами по девяти показателям [Boyd, 1991]. Разумеется, изве­стные методологические ограничения подобных исследований24 могут быть предметом дискуссии, однако совершенно абсурд­ным, по мнению автора, является довольно популярное среди эн­тузиастов стратегического планирования объяснение сбоев в его эффективности тем, что оно «по-настоящему» (в духе предпи­саний классиков школы планирования) имело место в относи­тельно небольшом числе компаний [Gluck et al., 1980]. На самом деле, уже в 1980-е гг. лидеры разных отраслей мировой экономи­ки, не отказываясь совсем от фразеологии планирования, окон­чательно и кардинально пересмотрели его базовые принципы в пользу более гибких методов управления своим долгосрочным развитием.

Особенно показательны здесь сюжеты компаний Royal Dutch Shell и General Electric (GE). Обе действительно добились ощути-

23 Характерен итог изучения М. Леонтиадесом и А. Тезелом взаимосвя­ зи между представлениями главных управляющих компаний и руководите­ лей их плановых отделов о важности планирования и ключевыми финансо­ выми результатами по материалам 61 корпорации из числа 1000 крупней­ ших по рейтингу журнала Fortune. Ученые не обнаружили статистически значимых свидетельств того, что формулирование стратегии на основе ме­ тодов стратегического планирования приносит ощутимые экономические выгоды [Leontiades, Tezel, 1980].

24 Бойд, например, полагал, что более строгие методы измерения пара­ метров формализованного планирования, контроль влияния отраслевых факторов на уровень прибыльности компаний и раздельный анализ различ­ ных показателей результатов организаций могут существенно улучшить по­ нимание рассматриваемой проблемы [Boyd, 1991, р. 369].

194