logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

3.3. Школа планирования и ее современная оценка

По мнению Ансоффа, принцип долгосрочного планирова­ния — простой экстраполяции статистических трендов прошло­го — не соответствовал реалиям непрерывных изменений в про­дуктах и спросе, особенно отмечавшихся им в электронной, фар­мацевтической и аэрокосмической отраслях экономики США. Взамен он предложил идеологию стратегического планирования: идти от анализа будущего к настоящему. Существенным отличи­ем подхода Ансоффа было понимание среды организации в слу­чае стратегического планирования как неопределенной, а для долгосрочного планирования — как заданной.18 Для 1965 г. это была новаторская постановка проблемы планирования.

Модель стратегического планирования Ансоффа состояла в последовательном процессе принятия стратегических решений. Он разделил все решения менеджмента компании на три группы: «стратегические» (о продуктах и рынках), «административные» (об организационной структуре и распределении ресурсов) и «оперативные» (о бюджетировании и контроллинге). Таким об­разом, Ансофф дополнил модель «стратегия-структура» Чандле-ра системами управления. Однако, будучи порождением своей эпохи, модель Ансоффа была нацелена больше на поддержку процессов корпоративной экспансии и диверсификации, нежели стратегического планирования в целом.

Подход Ансоффа по сравнению с концепцией Эндрюса был более детализированным и комплексным; роль корпоративного плановика виделась более значимой, чем главного управляюще-

18 Глубокий анализ этой и других особенностей концепции Ансоффа впервые в отечественной литературе был выполнен Л. И. Евенко [Евенко, 1989]. Представления о различиях между стратегическим и долгосрочным планированием являются устоявшимися в современных научных и учебных изданиях по стратегическому управлению (см., напр.: [Аакер, 2002; Зуб, 2004]). Уместно отметить трактовку вопроса X. Виссемой, согласно которо­му концепция стратегического планирования возникла на основе развития трех ее компонентов: маркетинга, долгосрочного планирования и дискуссии на тему «Каким бизнесом мы занимаемся?» [Висеема, 2000, с. 32-33].

К сожалению, в отечественной литературе порой еще можно встретить ошибочное использование терминов «стратегическое планирование» и «долго­срочное планирование» как синонимов (см., напр.: [Фатхутдинов, 2002]).

187