logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 3. Начальный (доаналитический) этап исследований стратегий фирм

но развивавшийся школой планирования подход к моделирова­нию стратегических ситуаций допускал концептуальные заим­ствования из области исследования операций, теории принятия решений, теории игр и экономической теории. Однако сутью нового подхода был процесс планирования на уровне фирмы, на­чинавшийся с применения традиционного для исследования опе­раций моделирования совокупности экономических отношений, характеризующих фирму, и предполагавший затем выработку аналитических схем для изучения стратегических вопросов ее развития.

С другой стороны, Ансофф был неудовлетворен активно внедрявшейся в 1950-60-е гг. в крупных компаниях методикой долгосрочного планирования, сменившей ранее применявшуюся практику краткосрочного (1-2 года) финансового планирова­ния. Модное тогда (не только в США) увлечение планированием хозяйственных систем не только стало возможным благодаря появлению ЭВМ, но и соответствовало ожиданиям эпохи устой­чивого экономического роста, зрелых технологий и новых рын­ков. Мир казался предсказуемым, а будущее — надежно планиру­емым.17 Вполне в духе времени были и предложенные в 1954 г. П. Дракером в книге «Практика менеджмента» исходные идеи концепции управления по целям.

работы по САРМ появились как раз в середине 1960-х гг. Однако и модель САРМ не раскрывает внутрифирменные механизмы создания стоимости. Дальнейшее развитие теории корпоративных финансов привело к форми­рованию концепции управления, ориентированного на ценность (стои­мость) (value-based management), в рамках которой уже можно анализиро­вать влияние любого стратегического решения на стоимость компании (см. обзор: [Волков, 2005]). Сегодня есть и другие подходы к решению данной проблемы — например, основаршые на показателях MVA и EVA.

17 Долгосрочное планирование крупных корпораций США того времени порой даже называют «капиталистическим эквивалентом советских пятилет­них планов» [Crainer, 2000, р. 121]. Вплоть до начала 1970-х гг. американские корпорации широко применяли опыт планирования операций Второй миро­вой войны, а школы бизнеса соответственно развивали научные исследования и преподавание в области «Исследования операций». Современные количе­ственные методы принятия управленческих решений в значительной мере опираются на теорию игр.

186