logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

Глава 4. Второй этап: становление новой научной дисциплины

этих молодых ученых были направлены на осмысление и провер­ку связей между стратегиями и экономическими результатами фирм. Вместе с тем раскрытию таких связей на бизнес-уровне ис­торически препятствовало отсутствие иных данных, кроме кей­сов по отдельным фирмам. Новый подход требовал совершенно иной эмпирической базы как по размеру, так и по структуре (для анализа сюжетов диверсификации необходимы межотраслевые сравнения).

В этой связи нельзя не отметить стоявшие несколько особ­няком среди других разработок 1970-х гг., хотя и серьезно выде­лявшиеся масштабами эмпирической базы результаты исследова­тельского проекта PIMS7, который заключался в количественных исследованиях более чем 3000 бизнес-единиц. Для формирова­ния базы данных PIMS о корпорациях информация собиралась по большому числу их характеристик, таких как продажи, из­держки, инвестиции, цены, воспринятое качество продуктов и рыночные доли, а также характеристик рынков и отраслей, таких как рост, концентрация и инвестиционная привлекательность. Результаты статистической обработки этих данных легли в осно­ву многих научных публикаций, а главный итог проекта заклю­чался в выявлении тесной взаимосвязи между рыночной долей фирмы и ее показателем прибыли на инвестированный капитал. Разумеется, при этом отмечалось, что сама по себе рыночная доля не есть причина прибылей, однако она ведет к экономии от масш­таба и преимуществам опыта бизнеса в отрасли, которые повы­шают конкурентоспособность компании и, следовательно, ее прибыли, и подчеркивалось, что без качественных продуктов преимущества высокой рыночной доли могут быть легко утра­чены. При всей важности проекта PIMS, он отличался методоло­гически и организационно от стандартов научного анализа и был ближе, по сути, к управленческому консультированию. Установ-

7 Аббревиатура от «Profit Impact of Marketing Strategies» (влияние мар­кетинговых стратегий на размер прибыли). Этот проект, работа по которо­му началась в 1960 г. с компании General Electric, был организован Институ­том маркетинговых исследований (аффилированным с Гарвардской школой бизнеса) и обладал крупнейшей в мире базой данных о корпорациях.

224