logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

4.1. Начало позитивных исследований стратегий фирм

Новая парадигма исследований стратегий фирм, альтерна­тивная школам проектирования и планирования, быстро полу­чила поддержку даже среди классиков последней3, осознавших, что попытки компенсировать вызовы бизнес-среды 1970-х гг. лишь изощренностью моделей корпоративных планов только снижали возможности их последующей реализации. Ключевую роль в развитии исследований на основе парадигмы стратегиче­ского управления сыграла организованная Ч. Хофером и Д. Шен-делом конференция «Исследования в области политики бизнеса и планирования: состояние дел», проведенная в 1977 г. в Питтс-бургском университете4. Конференция была значима не только масштабом темы, но также составом участников и своими ре­зультатами: впервые собравшиеся практически все ведущие уче­ные в области стратегий из США и Европы пришли к выводу о важности парадигмы стратегического управления для повыше­ния качества исследований и преодоления дефицита свежих идей. Фактически данная конференция четко обозначила начало ново­го этапа теории стратегического управления.

В русле этого процесса было формирование к началу 1980-х гг. институционального каркаса научной дисциплины стратегического управления: профессиональных сообществ, ре­цензируемых журналов и профильной аспирантуры. Своего рода кульминацией этой тенденции стало создание в 1981 г. в Лондо­не международного Общества стратегического управления (Stra­tegic Management Society) как организации, объединяющей ме-

3 Одним из активных адвокатов (и претендентов на авторство) идеи стратегического управления сразу стал, например, Ансофф. Уже в 1976 г. вышла его (в соавторстве) книга «От стратегического планирования к стра­ тегическому менеджменту» [Ansoff et al., 1976], и последующие исследования говорят о его определенном отходе от инженерных трактовок стратегий фирм. Первым западным учебником по стратегиям фирм, опубликованным в СССР, был перевод (под редакцией Евенко) его «Стратегического управле­ ния» (по изданию 1984 г.) [Ансофф, 1989].

4 Опубликованный два года спустя сборник ее материалов под названи­ ем «Стратегическое управление: новое понимание политики бизнеса и пла­ нирования» (см.: [Hofer, Schendel, 1979]) затем долгое время был хрестома­ тией для исследователей стратегического управления.

221