logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

3.4. Разработки консультационных фирм 1960-70-х гг.

ментов и схем наибольшим был вклад BCG. На ее достижениях мы остановимся подробнее.

BCG была основана в 1963 г. Б. Хендерсоном, имевшим к тому времени большой опыт работы топ-менеджером в крупных компаниях США. Ранее управленческий консалтинг был сосредо­точен на операциях, организационных вопросах и долгосрочном планировании, а Хендерсон предложил трактовать стратегию как ключевой элемент успеха в бизнесе и как совершенно новую кон­цепцию для понимания конкуренции предпринимателями и ме­неджерами. Хендерсон видел ее суть так: «Все фирмы, стремящи­еся к удержанию своих сильных конкурентных позиций, должны поддерживать уникальные преимущества путем дифференциро­вания по отношению к остальным соперникам. Управление этой дифференциацией есть смысл долгосрочной бизнес-стратегии» (цит. по: [Stern, Stalk, 1998, p. 1]). BCG довольно быстро просла­вилась двумя разработками: в 1966 г. началось успешное при­менение ее «кривой опыта» (experience curve), известной также как «кривая обучения» (learning curve), а вскоре — матрицы «Рост — доля рынка» с ее знаменитой терминологией «дойных коров», «собак», «звезд» и «трудных детей». Согласно первой разработке, все издержки фирмы (особенно у первопроходца рынка) снижаются по мере роста объемов ее производства33 и, следовательно, ее рыночной доли. На основе второй (развивав­шей логику первой и опиравшейся также на концепцию жиз­ненного цикла продукта) строился анализ портфеля продукции фирмы. Эти разработки BCG обозначили четкий и ясный водо­раздел между операционными решениями и корпоративной стратегией.

Концепция «кривой опыта» являла собой динамический взгляд на бизнес-стратегии, поскольку, согласно ее логике, пер-

33 Суть данного эффекта состоит в том, что чем чаще осуществляется рабочая операция, тем меньше затраты на ее выполнение. С каждым куму­лятивным удвоением объема выпуска (в натуральном выражении) затраты, сопряженные с созданием дополнительной ценности (включая расходы на администрирование, маркетинг, дистрибьюцию и производство), сокраща­ются на постоянный и предсказуемый процент.

201