logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

1.4. Собственный понятийный аппарат

достигаемых благодаря ограничению конкуренции в отрасли и учитываемых в концепции рыночного позиционирования Пор­тера. В последнее время в связи с развитием долгосрочных меж­фирменных контрактных отношений в стратегической литера­туре стал обсуждаться также феномен отношенческих рент, особенно актуальных в случае сетевых стратегий межфирмен­ного взаимодействия.

Ряд других понятий теории стратегического управления яв­ляется прямым результатом ее развития. Начнем с понятия «организационная способность»36 Им обозначается способ­ность организации осуществлять скоординированный набор за­дач с использованием для этого организационных ресурсов и с целью достижения конкретного результата. Способности бывают операционные и динамические [Тис и др., 2003]. Под первыми по­нимается осуществление определенного вида деятельности (на­пример, производство некоего продукта) посредством ряда ру­тин (повторяющихся операций) ддя реализации и координации разнообразных задач, требуемых для выполнения этой деятель­ности. Динамические способности не предполагают производ­ства товара или услуги, имеющих рыночную ценность, а приме­няются для создания, интеграции или реконфигурации операци­онных способностей.

Важнейшую роль в обеспечении конкурентных преиму­ществ фирмы играет ее бизнес-модель. Это понятие37 описыва­ет совокупность управленческих рутин, понимание которых объясняет, как «спроектирован» бизнес фирмы для удовлетво-

36 Оно было введено в исследования стратегий фирм в 1972 г. Дж. Ри­ чардсоном в его теории межфирменной кооперации, согласно которой фир­ мы вступают в нее, когда им необходим доступ к услугам «неодинаковых, но комплементарных» способностей других фирм [Richardson, 1972]. Ранее Ан- софф [Ansoff, 1965] применял это понятие при описании управленческих и функциональных способностей компании к адаптации к разным типам внешней среды, однако он не рассматривал способности как компоненты стратегии.

37 Известные голландские исследователи стратегий фирм Б. де Вит и Р. Мейер пользуются синонимичным понятием «бизнес-система» [de Wit, Meyer, 2004, p. 231].

77