logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

1.5. Выводы

науками об организациях и конкуренции. Рецептом преодоления каждого из названных конфликтов может быть, следовательно, поиск здесь неких «сбалансированных совершенств».

В-четвертых, предмет теории стратегического управления, состоящий в поиске источников и механизмов создания устойчи­вых конкурентных преимуществ фирм, обеспечивающих им эко­номические ренты, принципиально отличен от сфер интересов экономики, социологии, психологии и политологии и других областей знаний, интересующихся организациями и их рыноч­ным поведением. При этом за последние 40 лет представления о содержании понятия стратегического управления и предмете исследований профильной научной дисциплины совершили важную эволюцию. Эти корректировки в понимании предмета данной теории происходили в результате сопоставлений приня­тых ранее концептуальных моделей с практикой бизнеса и последующей их настройки в целях соответствия изменениям в объекте исследований (фирмы) и условиях его конкурентного поведения.

Автором выделено четыре этапа в этой эволюции. В общих чертах ее можно описать как переход от идеи состыковки орга­низации с ее внешней средой к концепции конкурентных преиму­ществ с акцентом на умелое позиционирование фирмы в отрасли, затем — к приоритету организационно-управленческих факто­ров конкурентных преимуществ фирм и пониманию экономи­ческих рент как главного результата успешных стратегий, и в последнее десятилетие — к приоритету динамических аспектов стратегий, в особенности к вопросам организационного обуче­ния и предпринимательства в стратегическом управлении. Следу­ет подчеркнуть, что результаты каждого такого этапа нужно вос­принимать не как взаимоотрицающие, а как комплементарные. С учетом этого тезиса и современных реалий стратегического управления было сформулировано и раскрыто авторское опреде­ление последнего.

В-пятых, понятийный аппарат современной теории страте­гического управления отражает центральное место в ней органи­зационно-экономической логики. Помимо таких ключевых для этой теории понятий, как «конкурентные преимущества», «ре-

83