logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

1.4. Собственный понятийный аппарат

нится контекст конкуренции, под который оно создавалось. Ког­да конкурентное преимущество базируется на факторе рыночно­го позиционирования, фирма может его утратить в результате занятия другой фирмой аналогичной позиции либо потому, что ценность самой этой позиции потеряла значение. Хотя и в случае конкурентного преимущества, основанного на ресурсах фирм, соперник в принципе может их диагностировать и воспроизве­сти либо иначе сделать такое преимущество бессмысленным, ус­тойчивость рент подкреплена здесь труднокопируемыми «меха­низмами изоляции» (терминология Рамелта) организационной природы.

Ответ современной теории стратегического управления на эту реальность инновационной и глобальной экономики наших дней дают, например, Прахалад и Хамел: «В краткосрочной перс­пективе конкурентоспособность компании зависит от ценовых и потребительских характеристик ее ключевых продуктов. Однако все компании, пережившие волну глобальной конкуренции — как западные, так и японские, — становятся похожими с точки зрения одинаковых и очень жестких стандартов себестоимости и качества продуктов, являющихся минимальными требованиями для продолжения участия в конкуренции, но все менее и менее важными в качестве источников отличительных преимуществ. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность основыва­ется на способности создавать с более низкими издержками и быстрее, чем конкуренты, ключевые компетенции, на основе ко­торых рождаются непредвиденные ранее продукты» [Прахалад, Хамел, 2003, с. 22-23].

Дадим теперь общую характеристику другим важным поня­тиям теории стратегического управления. Ряд из них был заим­ствован из экономической и организационной наук и получил

цесс получил также графическую интерпретацию. Отметим, что объем кон­курентных преимуществ (и зачастую — их продолжительность) зависит от отрасли, например, он велик в фармацевтике, где патент на новое ценное лекарство обеспечивает существенное преимущество, и незначителен в производстве повседневной одежды, где популярные модные фасоны лег­ко скопировать.

75