logo search
Учебник_Катькало_менеджмент

6.6. Выводы

ний и практики стратегического управления фирмами в России особенно ценно не только знание мозаики созданных за послед­ние 40 лет в мире концепций стратегий, но углубленное изучение самых актуальных из них для условий конкуренции в экономике XXI в. По убеждению автора, для отечественных специалистов понимание достоинств и резервов усиления ресурсной и сетевой концепций и, особенно, концепции динамических способностей фирм является насущной потребностью.

В настоящее время знания, организационные компетенции, бренды, технологические ноу-хау и другие нематериальные акти­вы уже стали основой конкурентной дифференциации во мно­гих отраслях экономически передовых стран и обозначились в этой роли на быстроразвивающихся рынках России (и других стран группы ВИС). Все чаще встроенные в организацию управ­ленческие компетенции, а не доступные на рынке ценные физи­ческие и нематериальные ресурсы (новейшее оборудование и сильные бренды) оказываются залогом отличительных преиму­ществ фирм в борьбе не только с иностранными, но и с «домаш­ними» конкурентами.

В-шестых, отличительной особенностью применения идей и методов передовых концепций стратегического управления в основанной на знаниях и глобальной рыночной экономике явля­ется их востребованность не только в сфере бизнеса, но также и государственными и некоммерческими организациями, конку­рирующими за ресурсы и потребителей своих услуг. Эта тенден­ция отчетливо выделяется в современной мировой литературе по стратегиям и менеджменту [Друкер, 20006; Pettigrew et al., 2002]. Она набирает силу и в России по мере развития здесь рыночной экономики и профессионального роста управленческих кадров в трех основных секторах — предпринимательском, государствен­ном и некоммерческом. Как показало исследование автором стра­тегий, структур и механизмов адаптации российских университе­тов в 1990-2000-е гг., эволюция их стратегий в этот период мо­жет быть успешно интерпретирована в терминах концепции ди­намических способностей.

Вместе с тем поиск новой парадигмы теории стратегического управления для конкуренции в экономике XXI в. и, в частности,

509